18 апреля в Москве откроется 41-й Московский Международный кинофестиваль

41-й Московский Международный кинофестиваль начнет свою работу в столице 18 апреля. 13 фильмов основного конкурса будет оценивать международное жюри в составе режиссера и продюсера Семиха Капланоглу (Турция), сценариста и режиссера Валиа Сантеллы, актрисы Ирины Апексимовой (Россия) под председательством режиссера Ким Ки Дука (Южная Корея):

Воскресенье (реж. — Светлана Проскурина / Россия)
День субботний (реж. — Мостофа Сарвар Фаруки / Бангладеш-Индия-Германия)
Жизнь морских обитателей (реж. — Чжан Чи / Китай)
Импровизаторы (реж. — Сабу / Япония)
Капкан (реж. — Сеид Чолак / Турция)
Медовый месяц в Згеже (реж. — Элиз Отценбергер / Франция)
Моя жизнь на втором курсе (реж. — Расул Садрамели / Иран)
Надо мною солнце не садится (реж. — Любовь Борисова / Россия)
Она смеется (реж. — Валерио Мастандреа / Италия)
Отец Ночь (реж. — Давис Симанис-мл. / Латвия)
Пустота (реж. — Алекси Салменперя / Финляндия)
Тренинг личностного роста (реж. — Фархат Шарипов / Казахстан)
Эпидемия. Вонгозеро (реж. — Павел Костомаров / Россия)

Для конкурсной программы короткометражных фильмов селекционеры отобрали 15 новелл, в том числе 2 российские: 

Азиза (реж. — Судад Каадан / Ливан-Сирия)
Водрузить флаг (реж. — Бобби Пирс / Норвегия-Исландия)
Гори (реж. — Бенджамин де Бурка, Барбара Вагнер / Бразилия-Канада-США)
Граница (реж. — Алессандро Ди Грегорио / Италия)
Коллаж (реж. — Стефани Лансаж, Франсуа Лерой / Франция)
Колыбельная войны (реж. — Яна Угрехелидзе / Грузия)
Мама (реж. — Владимир Котт / Россия-Эстония)
Мамины шпильки (реж. — Татьяна Федоровская / Россия)
На грани (реж. — Даниэль Амбайя, Савийон Арбель, Дуди Ашкенази, Энн Битан, Лихи Дахан, Йонатан Домуш, Ротем Эзра, Ошрит Гдаля, Амит Карни, Тамар Харитонов, Даниэлль Порат, Ходайя Розенблюм, Том Швартц / Израиль)
Патиссон-авеню (реж. — Танасис Неофотистос / Греция)
Пользователи (реж. — Якуб Пьятек / Польша)
Полынь (реж. — Мария Орнаф / Польша)
Секс, страх и гамбургеры (реж. — Эльдар Шибанов / Казахстан)
Стая (реж. — Фанни Овесен / Норвегия)
Тигр (реж. — Дельфин Деложе / Франция)

Судить короткометражный конкурс будут актриса и режиссер Алиса Хазанова (Россия), куратор кинофестивальных программ Хайди Цвикер (США) и режиссер Огнен Главонич (Сербия).

На звание лучшего неигрового фильма 41-го ММКФ претендуют 7 документальных лент:

Анатолий Крупнов. Он был (реж. — Дарья Иванкова / Россия)
В поисках величия (реж. — Гейб Польски / США)
Земля (реж. — Николаус Гейрхальтер / Германия)
Зимние терзания (реж. — Сидсе Торстхольм Ларсен, Стурла Пилског / Норвегия-Дания-Гренландия)
Людно внутри (реж. — Ольга Львова / США)
Наследие (реж. — Карл Олссон / Дания)
Потому что мы пацаны (реж. — Петтер Соммер, Ю Вемунд Свендссен / Норвегия)

В жюри конкурса документального кино вошли киновед Гульбара Толомушова (Киргизия), режиссер Борис Караджев (Россия) и режиссер Кевин Сим (Великобритания).

Имена победителей 41-го Международного кинофестиваля будут объявлены на торжественной церемонии 25 апреля.

СОРОК ПЕРВЫЙ

 
Нынешний Московский МКФ проходит в период глубинных мутаций как в киноиндустрии, так и в фестивальном мире. Пришествие международного стриминга (в первую очередь активность компаний NETFLIX и AMAZON), ломающего фундаментальные для фестивалей  так называемого класса «А», к которому принадлежит и ММКФ, представления о премьерности, сталкивается с особенностями законодательства о кино и фестивалях как в отдельных странах, так и в Европейском Союзе в целом. Для нас определенные трудности создало изменение дат проведения фестиваля, которое не по нашей вине было поздно согласовано ФИАПФ – Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров, регулирующей взаимодействие фестивалей с правообладателями.
 
При формировании программы важно и другое: смена поколений в кино, мутация вкусов критиков и разных групп зрителей и глобальные и локальные изменения культурного, экономического, технологического и художественного контекста, чему мы нередко не уделяли достаточного внимания. Поэтому в нынешней программе появились новые (или хорошо забытые старые) элементы, которые, надеюсь, обострят полемику как внутри, так и вокруг фестиваля.
 
В конкурсе и внеконкурсных программах мы стремились отталкиваться в первую очередь от текущего кинопроцесса, далекого от однородности киноискусства классических периодов. В стихии артхауса появятся и премьеры грядущих коммерческих хитов. Международные и российские премьеры, помимо конкурса, составят программу Спектр. Старение населения земного шара и соответственно киногероев, особенно в странах Востока, найдет отражение в возрождении программы «Третий возраст». 
 
С некоторым опозданием мы реагируем на растущее значение телевизионных сериалов в отечественной и мировой культуре. Программа «Первая серия» вводит в фестивальный оборот презентацию новейших сериалов из России и других стран.
 
Деловая площадка кинофестиваля, помимо российской повестки, включает в себя презентацию проектов наших финских и турецких коллег, а также питчинг дебютных картин. В наших ближайших планах — придание ей подлинно международного масштаба, невзирая на размножение разного рода санкций и прочих препятствий.
 
Наряду с нововведениями, которые многим покажутся спорными, зрители найдут в репертуаре и традиционные программы, которым, хотелось бы надеяться, удается избежать опасностей застоя и стагнации. От «Восьми с половиной фильмов» и «Эйфории» до «Русского следа» закладывается фундамент стабильности ММКФ накануне грядущих катаклизмов в кинопроцессе в целом. 
 
Кирилл Разлогов
Программный директор фестиваля