«Трагическим» назвал режиссер Борис Токарев положение молодых в отечественном кинопроизводстве, уточнив, что продюсеры не желают вкладывать деньги в неизвестных авторов проектов. Генеральный директор Экспериментальной Молодежной Киностудии «Дебют», заслуженный деятель искусств России выступил 11 сентября на телекинофоруме в качестве ведущего круглого стола «Молодым везде ль у нас дорога?».По его мнению, само кинопроизводство превратилось в жесткую индустрию. Финансирование проектов по тендерной системе, узаконенной государством, привело к хаосу, поскольку деньги распределяются случайным образом, убежден он.О другой проблеме молодого кино — низкой профессиональной подготовке молодежи говорила Людмила Гладунко, режиссер и сценарист, заслуженная артистка России. Да, молодые в кино идут, по «Мосфильму» толпами шатаются, сказала она. Но какая это молодежь? Получается так: заплатил деньги, получил диплом и — уже режиссер. Человек понятия не имеет, что такое монтаж, как работать с актерами, что такое режиссерский план. Я вообще столкнулась с чудовищным фактом: выпускник ВГИКа не знал, кто такой Шукшин!» — сказала Людмила Михайловна.На круглом столе речь шла и о возможных вариантах финансирования кинопроизводства. По мнению выступавших Василия Панина, Александра Пяткова, других выступавших, есть несколько путей получения денег. Один из них — выделение денег государством. Такая практика есть, но выделяемые суммы не превышают 600 тысяч долларов. Для полнометражной киноленты этого недостаточно. Есть спонсоры, готовые вкладывать деньги в кинопроизводство, но они, как правило, вмешиваются в работу режиссера и актеров, пытаясь навязать своё мнение. Если выполнять их требования, то сценарий может измениться до неузнаваемости. Если не выполнять — не дадут денег.На телевидении ситуация не лучше, сетовали их коллеги — тележурналисты. Участники дискуссии пришли к выводу: чтобы спасти отечественное кино и телевидение, необходима государственная программа.Художественный руководитель «Беларусьфильма», заслуженный деятель искусств Белоруссии Александр Ефремов рассказал о европейской практике. Он напомнил, что в кинотеатрах европейских стран можно демонстрировать лишь 25 процентов зарубежных фильмов. Хочешь показывать иностранные фильмы — плати налоги, причем — огромные, пояснил режиссер. Часть этих денег государство возвращает в отечественное кинопроизводство. И ничего не надо изобретать, всё уже изобретено, подчеркнул Александр Ефремов.Пресс-служба Генеральной дирекцииМеждународного телекинофорума «Вместе»