В нынешнем году проходящий в Ялте с 26 августа по 1 сентября ХII Телекинофорум «Вместе», сделает городу очередной подарок – на набережной появится бронзовая фигура одного из основателей российского кино Александра Ханжонкова. Мы беседуем с одним из авторов проекта Федором Паршиным, который делал скульптуру вместе со своим отцом скульптуром Геннадием Паршиным. — Федор, как родилась идея создания памятника?- Несколько лет назад телекинофорум «Вместе» подарил городу Ялте памятник «А.П.Чехов и Дама с собачкой». Скульптура оказалась очень удачной, ее сразу же полюбили и жители Ялты, и гости. Рядом с ней всегда много народа и желающих сфотографироваться. Памятник стоит на набережной – излюбленном месте прогулок людей, в очень хорошем месте, под большими деревьями, рядом с домом Софии Ротару. Современный человек здесь чувствует какое-то умиротворение и ощущение, что он попал в XIX век. И вот нам, участникам и организаторам телекинофорума, мэру города Ялты, который нас активно поддерживает, захотелось, чтобы фестиваль проходил не просто, как самодостаточное мероприятие, но чтобы он еще и оставил в подарок городу что-нибудь на память. Так возникла идея продолжить благоустройство набережной. Рядом с памятником Чехову в прошлом году была отрыта аллея звезд. А в нынешнем подумалось, что аллея звезд – наших современников, имеющих отношение к кино – должна быть логическим завершением того процесса, который некогда был запущен Ханжоновым. Памятник которого мы и собираемся открыть на грядущем кинофоруме.- Александр Ханжонков, к сожалению, мало признан даже у себя на родине, хотя он является одним из основателей русского кинематографа, крупнейший дореволюционным продюсером. Работая над образом Александра Ханжонкова, вы, наверняка узнали о его судьбе что-то новое? Что вас впечатлило особенно?- Вы правы: человек, который столько сделал для российского кино, совершенно забыт в своем отечестве. Именно Ханжонков установил эталон «качественной русской фильмы», открыл для кино гениев-самоучек, сотворил первых русских кинозвёзд, заложил основы отечественного научно-популярного фильма и создал кинопроизводственную базу, русский Голливуд, которой успешно воспользовались большевики, отобрав её у владельца при национализаци. Это был замечательный человек, мощный, творческий. Он первым в России начал снимать кино в построенных им павильонах. В этом было ноу-хау: зимой в павильонах снимать лето, а летом – зиму. До него ведь этого никто не делал. Фильм «Оборона Севастополя» был снят большей частью именно в ялтинских павильонах. Кстати, с Ялтой у Ханжонкова связана вся жизнь. Первую часть жизни он прошел как военный. Участвовал в двух войнах. Деньги, данные ему государем, полностью вложил в развитие отечественного кино. Попав под влияние первых лент, увидев в 1905 году в ростовском «биографе» легендарный люмьеровский ролик «Прибытие поезда», он был «опьянён», «пленён» и «поражён». Ханжонков отправляется за границу, начинает знакомиться с кинотехникой, вкладывает средства в постройку студии. За работой этого грандиозного человека с интересом наблюдает сам Николай II.Но грянула революция. Ханжонков покидает страну, уезжает за рубеж. Его уговаривают всеми правдами и неправдами вернуться в советскую Россию, начать сотрудничать с новым режимом. Влюбленный в кино, он еще на что-то надеется и возвращается. И видит, как на его глазах рушатся павильоны, им созданные. Приходит в упадок все то, чему он посвятил жизнь. Власть практически надругалась и над этим человеком, над его мечтой. Здоровье его сильно пошатнулось, Остаток своей жизни он проводит в инвалидной коляске, ездит по набережной Ялты и просит подаяние. А ведь это был сильный человек, казак, гордившийся своим происхождением, богатырь, с неординарным мощным умом. Очень странно, что до сих пор в России нет ни одного памятника Александру Ханжонкову. Нам это обстоятельство не давало покоя, так же как и не дает покоя тот факт, что павильоны знаменитой Ялтинской студии разрушены, и территория зарастает бурьяном.Мы мало чтим героев собственного отечества. В Москве одно время был «Дом Ханжонкова», где можно было посмотреть российские премьеры и старые фильмы из коллекций Госфильмофонда. Но и тот отдали, кажется, под какой-то ресторан.Фестиваль пытается восстановить историческую справедливость и вернуть утраченную культурную страницу. Вместе с генеральным директором фестиваля А.И.Беликовым мы решили создать памятник Ханжонкову и поставить его на набережной, с другой стороны площади, на которой уже стоит скульптура «А.П.Чехов и Дама с собачкой». Хочется сказать самые теплые слова благодарности людям, при финансовой поддержке которых проходит телекинофорум и сооружается памятник. Это Вагит Алекперов, Михаил Гуцериев, Николай Григолевич, а также Зиновий Остафийчук, Виктор Меланин и Виктор Янин. От скульптуры Ханжонкова, который будет смотреть на прогуливающихся по набережной людей, уходит аллея звезд, что отвечает логике развития исторического процесса, ибо Ханжонков был основателем кино в России.- Вы сразу нашли художественную форму выражения вашей идеи?- Нет. Рабочих проектов было три, было три эскиза. Один из них мне лично очень нравился – это Ханжонков вместе с актрисой Верой Холодной, которую он прославил своим кино — двухфигурная композиция. Но решили все-таки делать однофигурную композицию, хотя мы надеемся, что в будущем найдутся спонсоры и меценаты, которые позволят нам поставить рядом и скульптуру Веры Холодной.- В какой момент жизни вы изображаете Ханжонкова? — Мы изобразили его сорокалетним человеком в самом расцвете сил, как раз в тот период, когда он был очарован и вдохновлен идеей кино. Режиссер сидит в кресле, на нем развивающаяся рубаха, в руках у него кинопленка, под правой рукой стоящая кинокамера. Мы изобразили его не как военного, а как художника-кинематографиста, потому что именно в этой ипостаси он вошел в историю. — В какой стадии работы находится скульптура сегодня? — Сейчас памятник готов в глине. В самое короткое время мы будем делать его из бронзы, из того же материала, что и «даму с собачкой». А аллея звезд в этом год пополнится новыми именами. Не просите, не назову имен – это пока тайна. Елена Булова, «Московская правда»На снимке: Геннадий и Федор Паршины рядом со скульптурой Ханжонкова, выполненной в глине, фото автора