ОБОЮДООСТРОЕ ОРУЖИЕ

— 27 августа в рамках ХII Международного Телекинофорума «Вместе»
состоялся круглый стол «Телеэкран: кому мешает публицистика?» Ведущие – писатель,
журналист, Лауреат Государственной премии России Юрий Поляков и журналист
«Литературной газеты», писатель Александр Кондрашов. Пройдя через все «измы», острый разговор за круглым столом,
неожиданно заставил участников, по меткому выражению Бориса Пастернака,
впасть в простоту, как в неслыханную ересь. А.Кондрашов
предложил поговорить на тему нажна ли на современном экране публицистика, есть
ли она, «не постыдна ли». Он также отметил, что тема данного круглого
стола напрямую связана с презентацией книги Петра Могунова «Мимо
острова Буяна» о Великой Отечественной войне.
Писатель Петр Могунов сообщил, что ставил целью поговорить с читателем на
чистоту. «У войны много правд. Поэтому сказать о войне правду сложно, как
бы этого не хотелось, но мы должны быть готвыми узнать правду о себе, о
нашей истории, о жуткой цене победы, не замалчивать факты, чтобы не повторять
прошлых ошибок».
Ю.Поляков отметил, что, действительно, тема Великой Отечественной войны
сегодня является на экране самой больной точкой истории и вызывает серьезные
споры/ о ем свидетельствуют звонки в студии и многочисленные письма
телезрителей.
Участники круглого стола отметили, что телевидение сегодня искажает образы
реальности, наследуя тем самым худшие традиции советского ТВ. Почему пошлость и низкопробный юмор свободно проходит через сито негласной
цензуры ведущих каналов, а прекрасные документальные фильмы, снятые на высоком
международном уровне, не достигают своего зрителя? Профессионалы также
отмечали, что сегодняшнее ТV продолжает тиражировать образы новейшей истории,
сформированные в конце восьмидесятых годов прошлого века и боится заглянуть в
настоящий день.
Э.Старосельский рассказал о том, как проблема донесения документального кино и
публицистических передач до зрителя решается в Америке. «В Америке сегодня
документальное кино тоже не популярно, но есть кабельное телевидение, есть
каналы, которые демонстрируют эту продукцию для небольшого количества
интересующихся людей».
Н.Хрусталев привел понравившуюся цитату с Выборского фестиваля: «Сколько нас
еще будут терроризировать нашим прошлым?», и поднял тему госзаказа и
ангажированности каналов.
И.Петровская обратила внимание, что «неотрефлексвированными на экране
остается лишь последнее десятилетие, потому что рефлексирование требует ответа
власти на вопросы «кто виноват?» и «что делать?» Зритель, считает И.Петровская,
может быть, и проголосовал бы кнопкой на хорошие публицистические передачи, но
эту продукцию ему никто,увы, не предлагает. У зрителя просто нет выбора.Е.Чавчавадзе обратила внимание, что сегодня все самое интересное происходит на
экране после 24 часов, но даже при этом лучшие каналы постепенно
«скатываются в шоу» или «уходят в бытовуху».
Остро обсуждалась механизм распределения государственных грантов, а также
возможности доведения публицистических материалов и документальных
фильмов до зрителя. Должно ли государство давать деньги молодым
режиссерам, если продукт, который они производят, никто не видит, и этот
продукт прямым ходом попадает на полки Красногорского архива в обход своего
зрителя?
Атмосферу спора за круглым столом разрядил Н. Н. Дроздов, рассказавший о своем
военном детсве и предложивший более тщательно заниматься с молодежью в ВУЗАХ,
знакомя ее не с цифрами, а с отдельными «живыми» фрагментами военной истории.
Он рассказал удивительные и малоизвестные факты о молодых защитниках Москвы,
остановивших при помощи учебного оружия и героизма, колонну фашистских танков
сразу на двух направлениях. И предложил снимать на подобные темы передачи.
Б.Токарев сообщил, что преговоры, которые его группа ведет с телеканалом
«Звезда» по поводу фильма, снятого по историческим материалам по известной
песне «Их оставалось только двое из восмнадцати ребят», зашли в тупик. Один из
двоих героев в итоге попал в плен. Канал сегодня отказывается брать материал,
содержащий подобный исторический факт.
М.Тее рассказала, каким образом в Эстонии решается проблема доведения
документального фильма до зрителя. «Нельзя упускать проблему маркетинга.
Отснятый материал всегда можно довести до зрителя. Мы, например, в Эстонии
закупаем диски, и сами показываем их по школам. Любшь свой фильм – неси его
дальше, а вы перестали ходить в школы, в институты… Идите! Размещайте
материал на сайтах, в интернете, конце концов…»
В итоге, разговор, совершив круг, вышел на ту больную точку, с которой
начался, и которую в самом начале обозначяил Ю. Поляков: тему осмысления
уроков Великой Отечественной Войны и различий идеологии фашизма и коммунизма..
Оказалось, что далеко не для всех сидящих в зале, эти идеологии несут в
себе принципиальные различия.
Писатель Петр Могунов, считает, что корни у этих понятий идентичны,
и что мы просто боимся честно отдать себе в этом отчет.
Точку в споре поставил ведущий Юрий Поляков: «В тот состоянии разброда, который
царит сегодня в обществе, и в наших умах в отношении собственной истории,
власть, возможно, и права: публицистика – оружие обоюдоострое, и
выпускать некоторые вещи в прямой эфир пока не стоит».
Елена Булова

Говорят участники
Журналист Петр Любимов: постковидное
Журналист Петр Любимов: постковидное
16.04.2021
Руководитель отдела специальных проектов/автор специальных репортажей Петр Любимов неоднократно становился финалистом и победителем творческих конкурсов телекинофорума. Работать на телевидении начал ещё во время учёбы на факультете журналистики МГУ. Первое место работы – РТР, потом ТВЦ. Службы информации ТВ-6, а потом НТВ дали незаменимый опыт в профессии – никогда не быть "однобоким", слишком эмоциональным и сакраментальное – "факт священен". Следуя за новостями, объездил половину земного шара. Выходил в море на подводной лодке, летал на истребителе, участвовал в научных экспериментах и испытаниях новой техники, искал спрятанные в снегах секреты и следил за космическими стартами. Начал снимать в качестве автора специальные репортажи больше десяти лет назад. К сегодняшнему дню "в копилке" уже около сотни документальных работ. Сегодня Петр Любимов представляет свой взгляд на журналистику пережившую пандемию.
Дневники Дарьи Дытынко
Дневники Дарьи Дытынко
24.02.2021
С Дарьей Дытынко я познакомился в ходе мастер-класса, на одном из наших августовских форумов в Ялте. Многие, не выдержав слишком долгих разговоров о современном телевидении, тенденциях, блогерстве - ушли купаться. А Дарья, хоть и была с пляжной сумкой, все слушала и слушала кого-то из очень "именитых" спикеров. Кажется увлеклась, подумал я. И посмотрел на термометр. Жара, +30! Как член отборочной комиссии форума, я, конечно, видел её режиссерские работы. "Хорошо, когда канал федеральный, денег там не считают и можно придумывать любые командировки", пронеслось у меня тогда в голове. Ну, а почему бы не воспользоваться такой уникальной возможностью? Есть даже такое понятие, родилось оно, правда, не у нас - деловой туризм. И его никто не отменял. Действительно, география командировок Дарьи Дытынко впечатляет: исколесила всю страну вдоль и поперек! Впрочем, туризмом командировки в высокие широты, назвать трудно. Скорее испытание себя. Закалка журналистского характера. А характера Дарье, не занимать. Достаточно посмотреть ее фильмы. Каково же было мне, уже зимой, в Москве узнать, что Даша старательно ведет путевые дневники. Впечатления систематизирует и записывает. Хочется верить, что однажды режиссер и журналист опубликует свои записи. И читать их будет интересно всем, кто любит Россию. И это, я говорю, безо всякого пафоса, потому что сам, человек "командировочный", повидавший немало необыкновенных мест в разных уголках нашей родины. Предлагаем вашему вниманию отрывки из путевых дневников Дарьи Дытынко.
Поздравляем!
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
27.06.2021