ЭСТОНСКИЙ ФИЛЬМ «МУЖИКИ» ПОБЕДИЛ НА КИНОФЕСТИВАЛЕ

Режиссер Алена Суржикова везет в Эстонию с Международного кинофестиваля-кинофорума «Вместе» в Ялте бронзовую статуэтку и диплом за первое место, которое получил фильм «Мужики». Эта картина — пример того, что в документалистике можно работать без спонсоров, за идею, и получить признание.
Документальная лента «Мужики» победила в номинации «Время местное». Главными конкурентами, по словам продюсера Марины Теэ, был канал ТВЦ с фильмом о мэре Москвы Сергее Собянине, и нашим киношникам пришлось немало поволноваться, предполагая, что официоз победит.
Но вышло иначе. Жюри, в которое вошли известные режиссеры Владимир Хотиненко, Александр Прошкин, писатели Юрий Поляков, Александр Кондрашов и другие, выбрало картину про эстонских мужиков, оценив даже не столько содержание и исполнение ленты, сколько посыл: хватит лежать на диване, займись делом, твори, созидай!
Две категории мужиков
Участие фильма в фестивале чуть не сорвалось, монтаж закончили буквально за считанные мгновения до отхода поезда, и диск жюри был вручен в 16.10, с опозданием на 10 минут. Но работа была допущена к участию и высоко оценена.
Вчера, пока Алена летела в самолете на родину, Марина в Ялте договаривалась с прокатчиками и организаторами фестивалей о широком показе «Мужиков» в России и СНГ. В Эстонии договоренностей о прокате пока нет, но скорее всего ленту покажут в Таллинне, Силламяэ и на ETV.
Продюсер фильма Марина Теэ говорит, что знает Алену с детства, она росла вместе с ее детьми и выросла в полного свежих идей и взглядов интересного режиссера. У них уже был опыт совместной работы, например, над фильмом об истории православия в Эстонии.
А в последнее время, обсуждая проекты Алены, за столом звучали соображения, что после пятидесяти лет мужчины делятся на две категории: диванно-телевизионных и тех, кто посвящает себя какому-то хобби, занимается самореализацией в тех или иных областях.
Эти мысли пришли Алене в голову после завершения одного из интереснейших проектов, показанных на эстонском телевидении, «Доживи до ста», в котором рассказывалось о пожилых деятельных жителях страны. Суржикова сняла для этого проекта восемь телевизионных фильмов, и так у нее родилась идея снять «поколенческую» картину о еще не пожилых и предприимчивых мужчинах.
В качестве воодушевляющих примеров были выбраны трое, среди которых оказался и муж Марины, Олег Теэ, сильно удививший ее десять лет назад, когда начал ухаживать за воинскими захоронениями.
«Он сказал мне тогда: у тебя есть своя церковь, свой алтарь, а у меня — своя вера, свой алтарь. Я прихожу на могилы, привожу их в порядок. Вижу, как после этого на могилы прилетают журавли. Это моя церковь. И я его поняла, — говорит Марина, добавляя с улыбкой: — А если бы он не занимался этим, то лежал бы на диване и доставал меня».
Вторым «мужиком» стал Александр Пополитов, человек влюбленный в Силламяэ, художник, экскурсовод, основатель краеведческого исторического музея. Сорок лет он собирает по силламяэским полям артефакты, оставшиеся после войны.
Пополитов создал уникальный городской музей, в котором есть находка, которая, по словам Теэ, заставила ялтинское жюри охнуть, — бронежилет бойца Красной Армии, похожий на рыцарские доспехи.
Еще одним героем был выбран аккордеонист Игорь Ермаков, человек-праздник, легендарная личность, создавший четверть века назад музыкальный коллектив, который ни разу не менял состав. Про него, однако, было решено сделать отдельную ленту.
Оператор фильма Сергей Трофимов говорит, что, глядя на этих мужчин, которые занимаются делом, а не лежат на диване, уверен, что он будет придерживаться такой же активной жизненной позиции. «Я сменил много профессий, поэтому не знаю, буду ли еще снимать фильмы, но лежать на диване я точно не собираюсь», — заверил он.
Работали за идею
Кинопара Суржикова-Трофимов снимают сейчас в Эстонии еще два фильма. Один, короткометражный, расскажет о многодетной певице Надежде, которую знает всякий, кто пользуется подземным переходом в автобусном терминале «Viru Keskus».
Второй, полнометражный, станет документальным свидетельством сноса огородов на Суур-Сыямяэ. «Этот проект сложнее, фактуры очень много, на этих огородах живет столько людей, столько судеб ломается из-за того, что их решили снести», — говорит Трофимов.
А что касается «Мужиков», то эта лента была снята, по словам Трофимова, совершенно без спонсорских средств, исключительно на личном энтузиазме. «Это говорит о том, что иногда можно работать за идею и получать не только удовольствие, но и признание других», — отметил он.
Кинофорум в Ялте
12-й международный телекинофорум «Вместе», Ялта
• В 2011 году в форуме участвовали 26 стран.
• Всего в программе было представлено около сотни работ.
• Документальный фильм из Эстонии «Мужики» занял первое место в номинации «Время местное». Продюсер фильма Марина Теэ, режиссер Алена Суржикова, оператор Сергей Трофимов.
http://rus.postimees.ee/550100/jestonskij-film-muzhiki-pobedil-na-kinofestivale/
http://uaport.net/news/ee/t/1109/02/1302287

Говорят участники
Журналист Петр Любимов: постковидное
Журналист Петр Любимов: постковидное
16.04.2021
Руководитель отдела специальных проектов/автор специальных репортажей Петр Любимов неоднократно становился финалистом и победителем творческих конкурсов телекинофорума. Работать на телевидении начал ещё во время учёбы на факультете журналистики МГУ. Первое место работы – РТР, потом ТВЦ. Службы информации ТВ-6, а потом НТВ дали незаменимый опыт в профессии – никогда не быть "однобоким", слишком эмоциональным и сакраментальное – "факт священен". Следуя за новостями, объездил половину земного шара. Выходил в море на подводной лодке, летал на истребителе, участвовал в научных экспериментах и испытаниях новой техники, искал спрятанные в снегах секреты и следил за космическими стартами. Начал снимать в качестве автора специальные репортажи больше десяти лет назад. К сегодняшнему дню "в копилке" уже около сотни документальных работ. Сегодня Петр Любимов представляет свой взгляд на журналистику пережившую пандемию.
Дневники Дарьи Дытынко
Дневники Дарьи Дытынко
24.02.2021
С Дарьей Дытынко я познакомился в ходе мастер-класса, на одном из наших августовских форумов в Ялте. Многие, не выдержав слишком долгих разговоров о современном телевидении, тенденциях, блогерстве - ушли купаться. А Дарья, хоть и была с пляжной сумкой, все слушала и слушала кого-то из очень "именитых" спикеров. Кажется увлеклась, подумал я. И посмотрел на термометр. Жара, +30! Как член отборочной комиссии форума, я, конечно, видел её режиссерские работы. "Хорошо, когда канал федеральный, денег там не считают и можно придумывать любые командировки", пронеслось у меня тогда в голове. Ну, а почему бы не воспользоваться такой уникальной возможностью? Есть даже такое понятие, родилось оно, правда, не у нас - деловой туризм. И его никто не отменял. Действительно, география командировок Дарьи Дытынко впечатляет: исколесила всю страну вдоль и поперек! Впрочем, туризмом командировки в высокие широты, назвать трудно. Скорее испытание себя. Закалка журналистского характера. А характера Дарье, не занимать. Достаточно посмотреть ее фильмы. Каково же было мне, уже зимой, в Москве узнать, что Даша старательно ведет путевые дневники. Впечатления систематизирует и записывает. Хочется верить, что однажды режиссер и журналист опубликует свои записи. И читать их будет интересно всем, кто любит Россию. И это, я говорю, безо всякого пафоса, потому что сам, человек "командировочный", повидавший немало необыкновенных мест в разных уголках нашей родины. Предлагаем вашему вниманию отрывки из путевых дневников Дарьи Дытынко.
Поздравляем!
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
27.06.2021