Именно так объяснил решение не “размениваться, не понижать планку и не расставаться с призом” председатель жюри конкурса “Телевизионные программы и фильмы” писатель Юрий Поляков: “Средний уровень в этом году оказался столь высок, что нам захотелось какого-то единственного и космического прорыва. Такой ленты не было. Поэтому решили Гран-при не вручать, стимулируя режиссеров на бурное творческое движение ввысь”. Золотая медаль имени А.П.Чехова отошла картине Юрия Мацюка “Всем скорбящим радость”.
Зато во втором конкурсе – “Телевизионных игровых фильмов” главный приз вполне предсказуемо ушел к Алексею Учителю за фильм “Край” с Владимиром Машковым в главной роли. Председателем жюри выступал Владимир Хотиненко, в очередной раз в силу любопытства, нарушивший собственную клятву “ни в какие жюри больше не входить”. Ему помогала команда режиссеров – Александр Прошкин, Валерий Ахадов, Сергей Никоненко и актриса Дарья Михайлова – “суровая и прямолинейная”, зато красивая и потому победившая в конкурсе “Мисс Телекинофорум”.
Лучшей актрисой была названа Татьяна Арнтгольц (“Трава под снегом”). Лучшим актером – Георгий Тараторкин, сыгравший Максима Горького в картине “Плен страсти”.
На форум в нынешним году поступило более сотни работ из США, Украины, Сербии, России, Швейцарии, Белоруссии, Австрии, Македонии, Венгрии, Эстонии. Это в два раза больше, чем в предыдущем году. Вдохновитель фестиваля и его генеральный директор Александр Беликов отметил несколько бросающихся в глаза тенденций: “Наконец-то на телеэкране воцарился долгожданный герой – человек с принципами и совестью, умеющий взять ответственность на себя, которого не было все последние годы.”. Особенно показательна оказалась эстонская лента продюсера Марины Тее и режиссера Алены Суржиковой “Мужики”, взявшая приз в номинации “Время местное”, рассказывающая о “настоящих мужиках”, которым надоело валяться на диване и которые в свободное от основной работы время занимаются любимым делом: бывший офицер возвращает утраченные войной имена солдат и ставит памятники по стране, музыкант 25 лет бесплатно руководит ансамблем, объехавшим с концертами весь мир, третий герой собрал и создал у себя в городке уникальный музей оружия, рассказывающий об истории этого места.
По красной дорожке телекинофорума в этом году прошли легенда советского и российского телевидения Анна Шатилова и писатель Юрий Поляков, чьи имена пополнили “аллею звезд” на набережной Ялты – любимом месте прогулок горожан. Зрители рукоплескали создателю телекинофорума Геннадию Селезневу и блистательной Нине Усатовой, получившей приз “Выдающаяся русская актриса”. Нина Усатова и режиссер Станислав Митин приехали представлять фильм “Вдовий пароход”. Во всенародной любви искупались Лев Дуров и Юрий Назаров, Александр Михайлов, Борис Токарев (приз “Лучший продюсер”).
Борис Токарев привез на форум очень сложную картину “Прорицатель. Омар Хаям. Хроника легенды”. “Картина потребовала гигантской работы. Это воистину фильм, сделанный ВМЕСТЕ. Потому что мы снимали на территории бывшего СССР, и без помощи друзей из бывших союзных республик не сумели бы снять ничего. Особенно в Иране. Чтобы получить там разрешение на съемки, нам помогали послы Таджикистана, Киргизии, Казахстана. “Это картина многонациональная и делали мы ее всем миром!” – рассказывал он в Ялте.
Проходивший в Ялте ХII Международный телекинофорум “Вместе” сделал городу очередной подарок. Теперь на Пушкинском бульваре, недалеко от уже полюбившейся горожанам скульптурной композиции “А.П.Чехов и Дама с собачкой” (презент форума 1994 года), появилась бронзовая фигура основателя Ялтинской киностудии Александра Ханжонкова. Авторы проекта отец и сын Паршины изобразили Ханжонкова сорокалетним человеком, когда, покинув армию, он был очарован идеей кино. Он сидит в кресле, на нем развевающаяся рубаха, в руках кинопленка, под рукой первая кинокамера. И теперь рядом на бронзовую скамеечку присаживаются все желающие сфотографироваться с создателем “Русского Голливуда”.
“Мало кто из них знает, – говорит скульптор Федор Паршин, – что все полученные за службу в армии деньги Ханжонков вложил в строительство первых кинопавильонов. И потерял все после революции, при национализации студии. Забытый всеми, он бродил по набережной среди отдыхающих, прося накормить его. Так “пророк в своем отечестве” стал бомжом и нищим. Кстати, это первый памятник Ханжонкову в мире”. Кто знает, размышляет председатель Оргкомитета кинофорума Геннадий Селезнев, может этот памятник станет первой ласточкой на пути к возрождению Ялтинской киностудии, которая сегодня находится в бедственном состоянии.
Студия сегодня находится в частных руках, огромные площади рядом с набережной – лакомый кусок для новой застройки. Словно чеховский вишневый сад, проданный нечистоплотным людям, студия может быть в самое ближайшее время поделена на маленькие участки земли под элитные дачи. А ведь новые владельцы студии приобрели территорию только на условиях ее профильного использования, то есть возрождения знаменитой крымской кинобазы, где снималось столько хороших фильмов. Из 250 человек уникальных профессионалов, работников студии, половина была уволена в первый год и еще около пятидесяти человек – в дальнейшем. Сегодня на студии работают около тридцати человек, семнадцать из которых – сторожа.
“А между тем именно Ханжонков, создавший эту студию, установил эталон “качественной русской фильмы”, открыл для кино гениев-самоучек, сотворил первых русских кинозвезд, создал первые павильоны, снял первые российские фильмы”, – рассказывает народный артист России Сергей Никоненко, отец которого несколько месяцев работал у Ханжонкова. Сам Никоненко с ностальгией вспоминает времена, когда в шестидесятых снимался на легендарной студии.
Андрей Булов
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=974&rubric_id=208&crubric_id=1001539&pub_id=1144628