Считанные дни отделяют нас от праздника Победы, и вот, читая некоторые издания, смотря телевизионные фильмы, испытываю … оторопь, и хочется спросить: а кто собственно победил в Великой Отечественной войне? Зайдите в ближайший крупный книжный магазин Москвы. Здесь широко представлены мемуары немецких фельдмаршалов, история соединений вермахта и СС вплоть до дивизий, роскошные альбомы нацистской символики. За некоторые из этих трудов в европейских странах, особенно в Германии, могут отдать под суд за пронацистскую пропаганду. А у нас они свободно продаются. Огромными тиражами издаются книги человека, нарушившего присягу и ставшего агентом английских спецслужб – невозвращенца Резуна. А вот воспоминания Жукова, Конева, Рокоссовского, книги Симонова, Эренбурга, Твардовского не переиздавались уже много десятилетий. Целый ряд публикаций представляет виновным в развязывании войны уже даже не одного Сталина, а Красную армию и весь советский народ. Солдат-освободитель через много лет в описании его же соотечественников предстает в образе грязного и жадного мародера, жестокого и безнравственного насильника.
С другой стороны, мы наблюдаем апологию предательства. Еще в памяти история с журналистом Подрабинеком, который назвал ветеранов войны «жлобами, лизоблюдами, палачами, душителями свободы». И никто по большому счету не одернул этого человека, не поставил его на место. Еще более циничными мне видятся попытки не просто защитить, но и возвеличить бывшего генерала Красной Армии Власова. Ничем иным как кощунством нельзя назвать выход книги бывшего московского мэра Гавриила Попова «Вызываю дух генерала Власова». Это произведение выстроено как воображаемый диалог между автором и повешенным в 1946 году предателем. Сегодня Попов представляет Власова как предтечу демократического движения в СССР, как человека, чье политическое видение будущего устройства России воплотилось в наши дни. Получается, что мы живем в стране, где сбылись мечты генерала Власова и, разумеется, Гавриила Попова. В этой связи Попов предлагает поставить памятник Власову. Насколько же оскорбительным может быть такое предложение для еще живых ветеранов?
История нашей страны – непростая. Очень тяжелая, порой мучительная. Но честно открывая даже не очень приятные страницы, надо понимать, что любой перекос аморален. Вот уже много лет мои друзья – коллеги из «Новой газеты» вместе с обществом «Мемориал» самоотверженно ведут исследования сталинских репрессий. К горлу подступает комок, когда читаешь о судьбах людей, превращенных в лагерную пыль, раздавленных карательной машиной. Я высоко оцениваю этот труд, но не могу понять: почему в этой и многих других газетах ничего не пишут о драматической судьбе наших военнопленных, сгинувших в нацистских лагерях. Разве не заслужили доброй памяти эти люди, растерзанные боевыми псами, расстрелянные у рвов, погибшие в результате чудовищных экспериментов, иногда живыми, сгоревшие в печах крематория? Разве их пепел не стучит в наши сердца?
В прошлом году в «Новой газете» появилась статья «Маршалы беды» А.Архангельского. Автор статьи, которого я до этого не встречал в числе пишущих о войне, задает два вопроса и сам на них отвечает. Цитирую. «Кто на самом деле были советские генералы и маршалы победы? Какова их подлинная психология, этика, их представления о мире? Уместно ли вообще говорить о «человеческом» в советских военачальниках времен войны?
Постсоветское время привнесло новый критерий оценки военачальников: их умение беречь солдатские жизни. Прозвище Мясник, данное на фронте Жукову, в общем-то, отражает отношение солдат ко всем высшим командирам. Есть подозрение, что все они в этом смысле были схожи. Если попытаться создать коллективный психологический портрет маршалов 1940-х, мы увидим, по крайней мере, один общий факт их биографий: участие в гражданской войне, опыт братоубийства. По сути, все они с юности воевали с собственным народом – об этом почему-то сегодня забывают.
Главная тайна, которую советская пропаганда старалась скрыть всеми художественными средствами, вероятно, состоит в том, что победа в войне была достигнута бесчеловечными методами – что, естественно, не отменяет подвиг народа».
Вот так, лихо! «Победа» с маленькой буквы, «Мясник» с большой, но подвиг народа журналист Архангельский не отменил. И на том спасибо!
Такое читать всегда оскорбительно. Это не только оскверняет память погибших, но и задевает нас, живых.
Но есть и примеры иного рода. Не могу о них не сказать. Вот уже много лет известный тюменский журналист Рафаэль Гольдберг вместе с коллегами ведет подвижническую, уникальную работу: они возвращают из небытия тысячам безымянных солдат украденную судьбу. На основе архивных исследований уже опубликовано пять томов. Труд огромный – и физический, и моральный. И этим людям можно только поклониться от всей души.
Я не призываю приукрашивать подвиг, дорисовывать положительные черты нашей истории. Но нельзя допускать, чтобы день Победы пропах не только порохом, а ложью и мародерством. Наши потомки нам этого не простят.
Рафаэль ГУСЕЙНОВ,
секретарь Союза журналистов России —
специально для сайта Международного телекинофорума «Вместе»