НА ЗЕРКАЛО НЕЧА ПЕНЯТЬ…

Все как обычно. Отборочная комиссия Международного телекинофорума «Вместе» пытается в очередной раз отыскать на Украине таланты. Вроде, есть они где-то – республика большая, журналистов, сценаристов, режиссеров масса. Но в число номинантов предлагать опять некого. А в нынешнем телевизионном сезоне особенно.
Кто не верит – приезжайте сюда, посидите несколько вечеров с пультом, попереключайте. Нудной вереницей тянутся с метровых на дециметровые частоты одинаковые позавчерашние «мыльные оперы», которым даже на второсортные российские каналы путь заказан. Пошлейшие шоу с выворачиваемой наизнанку сексуальной жизнью мало кому известных местных «знаменитостей». Претендующие на оригинальность, а по сути своей пустые, скучнейшие и безграмотные политические тележурналы со стандартным набором украинских маргинал-патриотов… Весь этот сомнительного свойства набор, «удобренный» однообразными заморскими боевиками, грохочущей какофонией подобия музыки сваливается на головы местных жителей. Нет у большинства из них альтернативы, в бедной стране далеко не каждый может позволить себе пару тарелок с тюнерами, подписку на самые популярные каналы из того же «фарша» «НТВ+». «Гвоздем» же нынешнего телесезона стало массовое отключение провайдерами российских каналов – «РТР-Планета», «Россия-24», «НТВ-Мир». В специальном разъяснении-требовании Нацсовета по ТВ и радиовещанию они обвинены в «антиукраинской пропаганде». Особо уточняется: кто ослушается, нарвется на уголовное преследование. Местные «новостные» и «аналитические» программы (берем в кавычки не случайно) лишились мощных конкурентов. Льется нескончаемым мутным потоком тупая прямолинейная пропаганда: во всех бедах великого украинского народа виновны кровожадные, затаившиеся за каждым углом москали. Они и «голодомор» организовали, и в Сибири лучшую часть нации сгноили. А теперь вот добрались до «украинского» Крыма, «оккупировали» его…Пещерная русофобия, основывающаяся на околонаучных и псевдоисторических вымыслах, заполонила экраны. Какие-то упыри из бывших бандеровцев и нынешние апологеты нацистов из эсэсовской дивизии «Галиция» вещают с утра до ночи. А кроме всего прочего звучат вечные стоны о тяжкой участи «настоящих украинских патриотов», «титульной нации», страшных испытаниях вчерашних, сегодняшних и предстоящих…Просмотр телевизионного варева местного разлива заставляет незаангажированного зрителя задаться как минимум несколькими вопросами. Первый из них: неужели это картинка страны, сыны и дочери которой – победители? Те самые, возводившие ДнепроГЭС и ХТЗ, одолевшие фашизм, поднявшиеся в космос! О них нынче с экранов – ни доброго слова. Героев вытеснили «герои майдана».
Как случилось, что героический, веселый, работящий, гостеприимный народ в кривом зеркале современного украинского телевидения превратился в свою неестественную противоположность? Почему в государстве, более двух десятилетий кичащемся «демократичностью», нет места для высказывания альтернативных точек зрения? Почему, наконец, практически вытеснен из медийного пространства Великий и Могучий, на котором (даже по официальной статистике) говорит большая часть населения?
Не претендуя на истину в последней инстанции, попытаемся ответить на некоторые «телевизионные» вопросы? Ведь это во многом – путь к пониманию процессов, загнавших в тупик развитие политической, общественной и социальной сфер Украины, превративших саму ее сегодня в объект международного права, судьбы которого решаются далеко за пределами, в иных столицах и центрах силы.
На заре украинской независимости очень многое вырисовывалось в розовых тонах. Казалось, бывшая советская республика просто обречена на исторический успех: мощная экономика, основанная на высокотехнологических отраслях, развитое сельское хозяйство, практически единый европейский народ, в основном, православный…Освобожденные от идеологических компартийных пут, медийщики начали создавать оригинальные телевизионные, радио-, а со временем и Интернет-проекты. В утренний и вечерний прайм-тайм дебютировали и успешно закрепились новые яркие ведущие, появились интересные режиссерские и операторские находки. Эфир государственного и коммерческого ТВ наполнило разнообразие оригинальных суждений, взглядов, точек зрения. Лакмусовой бумагой этого стали успехи украинских телевизионщиков и в номинациях телекинофорума «Вместе». Поначалу, что ни год – два-три первых приза, а то и Гран-при. Но вдруг, казалось неожиданно, все это оборвалось, а сами программы украинского ТВ стали абсолютно иными – и в творческом, и в идеологическом плане. После первого «майдана»-2004 в политической системе Украины, и почти сразу же в местном медийном пространстве возобладала одна краска – оранжевая, зачастую темнеющая до коричневого. В качестве исключительного позитива начали навязываться жизненные примеры всяких мазеп и бандер, в качестве единственного верного лишь один путь – на Запад, подальше от традиционных друзей и партнеров.
Однако лишь для стороннего наблюдателя такое перевоплощение могло показаться внезапным. Марксистская теория перехода количества в качество здесь нашла свое стопроцентное подтверждение. Уже к началу 2000-х на Украине возобладали тенденции, исподволь проявившиеся еще в предыдущем десятилетии, в романтический период «ранней незалежности». Мало-помалу на первые роли в экономике и внутренней политике благодаря активным стараниям всех главных руководителей страны вышел новый, известный нам тогда лишь по южноамериканским романам класс – олигархов. Вчерашние фарцовщики, мелкие жулики-кооператоры, рядовые вороватые торгаши, сколотившие состояния, в основном, на мошеннических схемах с перепродажей российских энергоносителей, начали скупать информационные ресурсы. Депутатов, министров, журналистов, гамузом СМИ. Последние превращались в рупоры владельцев, средство борьбы с конкурентами, продвижения собственных коммерческих и политических интересов. Стараниями бывших партийных и комсомольских пропагандистов формировали идеологию «особенности, уникальности, исключительности древней украинской нации», придумывали для нее историю, наполненную, естественно, многовековой борьбой за освобождения от «московских пут». В этом деле как нельзя кстати оказались «добрые помощники» из-за океана, в основном, бывшие эмигранты из Западной Украины, дети, внуки фашистских прихвостней, коллаборационистов. Через сотни «неправительственных организаций», иностранных фондов закачивались баснословные суммы. Формировалось, в первую очередь, через образовательную сферу и СМИ молодое поколение, ненавидящее все русское, все российское. Москва ельцинской эпохи в ответ молчала, глотала «американские пилюли» да рассуждала о «вечной братской дружбе». Здесь же известная формула Кучмы «Украина – не Россия» приобретала вполне законченный противоположный смысл: «Украина – это Антироссия», «Россия – вечный враг украинского народа, завоеватель и оккупант». Из эфиров начали выдавливать талантливых, самостоятельно мыслящих людей, заменяя их «подставками под микрофон», информационными киллерами и просто холуями. К разделу информационного пространства активно подключились через всевозможные гранты и «гуманитарные благотворительные проекты» иностранные аферисты, оголтелые антироссийские силы, политические интересы которых вполне соотносились с финансовыми интересами местной олигархической верхушки. Тысячи молодых журналистов, сценаристов, режиссеров из столицы и провинции рекрутировались для обучения на всевозможных курсах, в разнообразных «независимых» центрах, институтах США и Западной Европы. Предпочтение отдавалось, конечно, «западенцам», выходцам из тех регионов, где предательство и коллаборационизм никогда не считались явлением зазорным, где даже в советское время потаенно с благоговением относились к бандеровщине.
Здесь необходимо короткое отступление. Галичина, Волынь, Буковина, включенные в состав Советской Украины лишь накануне Второй мировой, долгие десятилетия были отсталыми провинциями Австро-венгерской империи, затем – Венгрии, Чехии, Румынии, Польши. Проживавшее там местное население пребывало в положении людей второго сорта. До сих пор вспоминают пожилые львовяне, например, что на скамейках в парках и входах в кинотеатры красовались таблички «Только для поляков». Украинцы – изгои. Их даже в учебные заведения брали лишь после отречения от православия и принятия католической веры. Активно навязывалась также униатская церковь, подчиненная Ватикану. Те, кто пробивался в жизни, должны были постоянно изменять своим нравственным идеалам, традициям славянских отцов-дедов. Именно в западных областях немцами, австрийцами, поляками была придумана и активно культивировалась идея некой особой миссии «украинства», наиболее четко воплотившаяся в нацистскую теорию Донцова. Из тех давних времен берет начало бандеровщина, рекрутировавшая десятки тысяч молодых людей. Стремление к справедливости, желание достичь жизненного успеха умелыми западными кукловодами направлялись в заданное русло. А со временем начали использоваться нынешними «заклятыми друзьями» Украины и России.
Героизация нацизма открыто, в полный голос началась с экранов украинского ТВ во времена правления Ющенко. Естественно, что сопровождалась она «десоветизацией» общественной жизни, превратившейся реально в деруссификацию. Но и до того, к слову, в идеологической, воспитательной, образовательной сферах украинского общества уже безраздельно господствовали носители националистических взглядов. На соответствующие должности министров и вице-премьеров назначали именно таких кадров.
Казалось, победа Януковича на президентских выборах возвращает Украину на ее естественный исторический путь. Куда там! В советниках очередного лидера оказались все те же доморощенные и заокеанские апологеты бандеровщины (чего стоила только русофобствующая барышня — пресс-секретарь Дарка Чепак с печально известного «5 канала»!), вытеснение русского языка даже в южных и восточных областях, в Крыму приобрело новый невиданный доселе размах. Практически все центральные и местные телеканалы, радиостанции заставили вещать на мове. Причем, далекой от образцов литературного украинского языка. Польские «полициянты» и «слухавки» перемежаются в ней с немецкими «краватками» («галстуки», значит), англосаксонскими «гелекоптерами», соседствуют с новоязом типа «летовищ» (аэропортов). В общем, чтоб не так, как у москалей! Анекдотично выглядят, например, такие реплики ведущих на FМ-волнах: «Добрыдень, у эфири «Руське радио». Было бы весело, коль не так печально. Ведь и в Крыму видели-слышали только такое!
Так что, еще задолго до февральского переворота стараниями доморощенных «лидеров» и закордонных «помощников» Украина вступила в период полураспада.
Если принять бесспорное, что телевидение – зеркало общества, то этот полураспад одними из первых обнаружили члены отборочных комиссий и жюри Международного телекинофорума «Вместе». Достойных, конкурентных творческих работ вообще практически не стало. Так, иногда «самоходом» появлялись жемчужины. То из небольшой студии в Луганске, то из Севастополя. На основных же каналах Украины воцарились мрак, бездарность и пещерная русофобия. Похоже, именно этого старательно добивались почти четверть века творцы и наставники современного проекта «Украина». Телевидение для них – оружие массового поражения, бьющее по миллионам граждан. Оно – средство в борьбе за доминирование в геополитическом пространстве. В битве за Украину. Именно так несколько лет назад назвал происходящие здесь события в своем документальном фильме Андрей Кончаловский. Можно соглашаться или нет со многими суждениями и выводами режиссера, но в главном он прав несомненно: никогда эта битва со стороны Запада не прекращалась. Началась она значительно раньше, чем Бжезинский произнес свою сакраментальную мысль: с Украиной Россия – великая страна, без Украины – нет. И даже раньше, чем Ленин сказал: потеряв Украину, лишишься головы. Нынче разыгралась битва со страшной, невиданной силой. На просторах «незалежной» (и «телепросторы» не исключение из правил, наоборот, подтверждение) развернута Западом бескомпромиссная и жестокая борьба против России. В том, что ряды «бандерлогов» в касках-масках, с дубинами и «калашами» пополняют тысячи молодых украинцев, немалая заслуга местного телевидения. Хозяева украинской жизни щедро рассчитываются с самыми «достойными» его деятелями. Некто Арьев, Геращенко, Княжицкий заседают в Верховной раде, некто Соболев – «главный по люстрации» в нынешнем самозваном киевском правительстве, некто Черновол – ответственная за борьбу с коррупцией. Один из лидеров неонацистской «Свободы», в прошлом диктор спортивных новостей Мирошниченко – второй в партийном парламентском списке. Когда этот материал готовился в печати, Мирошниченко в очередной раз «прославился» – ворвался в кабинет главы Национальной телекомпании Александра Пантелеймонова, избил его и заставил написать заявление об отставке. Причина: демонстрация на канале УТ-1 художественных фильмов о российской армии!
В телевизионном мире имена всех этих мирошниченко мало кому известны, а вот в околовластной тусовке современной Украины – наоборот. После февральского переворота на многих каналах они вместе с западными «советниками» определяют редакционную политику. Вот и разносится из миллионов телеприемников на всю республику: «русские агрессоры захватили нашу территорию», «вражеские (читай, тоже российские – авт.) самолеты нарушили границу», «оккупанты окружили наши части в Крыму»… В последнее время одним из героев скандальных хроник стал хозяин популярного коммерческого телеканала, олигарх Дмитрий Фирташ. Называют его среди основных спонсоров киевского «евромайдана». Как взрыв разнеслась новость: миллиардер арестован в Австрии по запросу правоохранительной системы США, обвиняется в крупном мошенничестве, отмывании денег. Причина столь нелюбезного обращения с персонажем, ладившим со всеми и вся, кажется весьма простой. Американцы, посадившие нынче во власть своих марионеток, назначающие олигархов на высокие государственные посты, хотят одновременно провести образцово-показательную порку, продемонстрировать, что любой у них на крючке. В качестве примера избран Фирташ, имевший вполне нормальные отношения с командой Януковича (кстати, и при Ющенко он успешно сколачивал капитал на торговле газом). Но не о миллиардере забота. Тут же после его задержания «независимые» ТВ-каналы завопили в один голос: мол, Фирташ чуть ли не «бизнес-партнер Владимира Путина». А действия американцев в этом случае – подарок нынешнему киевскому режиму. Версия особой изобретательностью явно не страдает, зато играет на главную тему нынешнего украинского эфира: хорошие янки против плохих москалей.
Подобная ахинея множится в невиданных количествах, бьет по уму, сердцу, сознанию. Калечит души молодых, вызывает ненависть, но зачастую, к счастью, – протест. Есть информация, есть ложь, а есть – пропаганда. Банальная истина. Но не может пропаганда, господствующая в медийном пространстве «незалежной», называться творчеством. Наверное, вопрос «Что нам мешает быть вместе?», формулируется применительно к сегодняшней Украине по-другому: «КТО и что нам мешает…» Какие недружественные силы, какие геополитические лидеры и центры влияния превратили некогда цветущую Украину в поле битвы, а ее голубые экраны в школу ненависти?
Смешно даже: после провозглашенного Крымом желания проститься с Украиной, как по команде на всех каналах появились желто-блакитные флажки с надписью (к слову, часто по-русски) «Единая страна». Нет ее уже, похоже. Разрушена, уничтожена, обгажена. Очередными «майданами». Выученными, проплаченными Западом телепропагандистами. «Журнализы» обозвал их один мой киевский коллега. Кажется, прав он. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», — эпиграф незабвенного Николая Васильевича Гоголя к бессмертному «Ревизору». Тогда телевидения еще не существовало, значит, зеркалом общества оно быть не могло. Нынче все по-иному.
Вадим ДОЛГАНОВ,
член Оргкомитета Международного
телекинофорума «Вместе»,
Киев

Говорят участники
Журналист Петр Любимов: постковидное
Журналист Петр Любимов: постковидное
16.04.2021
Руководитель отдела специальных проектов/автор специальных репортажей Петр Любимов неоднократно становился финалистом и победителем творческих конкурсов телекинофорума. Работать на телевидении начал ещё во время учёбы на факультете журналистики МГУ. Первое место работы – РТР, потом ТВЦ. Службы информации ТВ-6, а потом НТВ дали незаменимый опыт в профессии – никогда не быть "однобоким", слишком эмоциональным и сакраментальное – "факт священен". Следуя за новостями, объездил половину земного шара. Выходил в море на подводной лодке, летал на истребителе, участвовал в научных экспериментах и испытаниях новой техники, искал спрятанные в снегах секреты и следил за космическими стартами. Начал снимать в качестве автора специальные репортажи больше десяти лет назад. К сегодняшнему дню "в копилке" уже около сотни документальных работ. Сегодня Петр Любимов представляет свой взгляд на журналистику пережившую пандемию.
Дневники Дарьи Дытынко
Дневники Дарьи Дытынко
24.02.2021
С Дарьей Дытынко я познакомился в ходе мастер-класса, на одном из наших августовских форумов в Ялте. Многие, не выдержав слишком долгих разговоров о современном телевидении, тенденциях, блогерстве - ушли купаться. А Дарья, хоть и была с пляжной сумкой, все слушала и слушала кого-то из очень "именитых" спикеров. Кажется увлеклась, подумал я. И посмотрел на термометр. Жара, +30! Как член отборочной комиссии форума, я, конечно, видел её режиссерские работы. "Хорошо, когда канал федеральный, денег там не считают и можно придумывать любые командировки", пронеслось у меня тогда в голове. Ну, а почему бы не воспользоваться такой уникальной возможностью? Есть даже такое понятие, родилось оно, правда, не у нас - деловой туризм. И его никто не отменял. Действительно, география командировок Дарьи Дытынко впечатляет: исколесила всю страну вдоль и поперек! Впрочем, туризмом командировки в высокие широты, назвать трудно. Скорее испытание себя. Закалка журналистского характера. А характера Дарье, не занимать. Достаточно посмотреть ее фильмы. Каково же было мне, уже зимой, в Москве узнать, что Даша старательно ведет путевые дневники. Впечатления систематизирует и записывает. Хочется верить, что однажды режиссер и журналист опубликует свои записи. И читать их будет интересно всем, кто любит Россию. И это, я говорю, безо всякого пафоса, потому что сам, человек "командировочный", повидавший немало необыкновенных мест в разных уголках нашей родины. Предлагаем вашему вниманию отрывки из путевых дневников Дарьи Дытынко.
Поздравляем!
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
27.06.2021