ВЧЕРА КОНКУРСАНТЫ, СЕГОДНЯ НОМИНАНТЫ

Отборочная комиссия завершила дискуссии и представила наиболее талантливые телепрограммы и документальные фильмы на рассмотрение жюри конкурса XV Международного телекинофорума «Вместе» (они названы на нашем сайте itcf.ru в рубрике «Пресс-релизы»). Комментируя вердикт комиссии, ее председатель, шеф-редактор программ телекомпании «Цивилизация» Ольга Балакина призналась нашему корреспонденту, что это была непростая задача – назвать лучшие из почти 250 работ. Аргументируя, она сказала, что только Россию представляли практически все федеральные каналы и известные производящие компании.
— Одна из ключевых проблем, стоявших перед членами комиссии, — продолжала О.Балакина, — поиск общих критериев оценки программ ведущих каналов (Первый, РТР, ТВЦ) и небольших компаний, студий регионального телевидения, кабельных каналов, частных телекомпаний. Тут, как известно, возможности — финансовые, технические и кадровые — совершенно несопоставимы.
Конечно, главным критерием было качество — крепкий сценарий, внятная драматургическая линия, умение держать внимание зрителя, удачное режиссёрское решение, высокопрофессиональные съёмка и монтаж. Однако, рассматривая работы региональных журналистов, авторов и режиссёров, мы учитывали способность малыми средствами и оригинальными приёмами донести основную мысль, открыть неизвестные страницы истории, ярко и в то же время просто рассказать о событиях и об удивительных людях, сделавших в прошлом и делающих сегодня славу Отечеству. И нередко идея, свежий взгляд, фантазия, новизна и поиск брали верх над супер технологичностью маститых производителей.
Едва ли нужно говорить, что телевизионный сезон был богат на события и юбилеи. Много работ посвящено 100-летию Первой мировой войны. Здесь на фоне других выделяется масштабное историческое полотно «Первая мировая. Самоубийство Европы», телеканал «Россия». Малоизвестные страницы, связанные с участием Турции в той войне, открыл Феликс Разумовский в цикле «Кто мы?» (программа «В горах и проливах», телекомпания «Кетцаль»).
Оригинальным техническим решением, хорошей графикой и, самое ценное, журналистским поиском выгодно отличается фильм «Первая Мировая. Авиаторы». Творческая группа Второго национального телеканала Белоруссии открыла неизвестные страницы нашей общей истории, проследила судьбы первых российских авиаторов, своих земляков.
Одной из главных тем многих документальных лент и репортажей стал подвиг солдат, учёных, журналистов на полях сражений. У любой войны есть обратная сторона – предательство и коллаборационизм. Об этом — исследование Константина Сёмина в его «Биохимия предательства». Возможно, это первый на ТВ глубо аргументированный аналитический взгляд на проблему. Авторская позиция заслуживает уважения.
Впервые полную противоречий историю афганской войны с откровениями участников конфликта, в том числе (впервые!) агента ЦРУ, поведал Андрей Кондрашов в фильме «Афган». Это творческая удача. Как, безусловно, и документальный фильм «Тайна трех океанов» Сергея Брилева,
О неизвестной широкому зрителю истории, как предотвратили одну из попыток развязать Третью мировую войну (так называемый «Черноморский инцидент» 1988 года) рассказал Пётр Любимов в специальном репортаже «Красный таран» (ТВ Центр).
Немало работ посвящено 400-летию дома Романовых. Однако, пожалуй, самая яркая и масштабная – в фильме наших киевских коллег «Романовы» («Стар Медиа»).
Острые дискуссии завязывались при обсуждении фильмов «Спасти и сохранить» («Кремльфильм») и «Последний подданный Российской империи» (АНО «Дирекция президентских программ»). В первом представлена неизвестная история и уникальная хроника полка охраны русского Императора, второй подкупает чистотой, откровениями, истинной интеллигентностью Андрея Дмитриевича Шмемана – представителя первой волны русской эмиграции.
Яркие портреты современников – династии космонавтов Волковых — создали журналисты студии «Русский Космос» (Москва), а также екатеринбургской «Кинохроники» — о жизни и судьбе молодого талантливого актера и режиссера Андрея Денникова («Там, где бьётся сердце…»).
Конечно, Крым с его новым политическим статусом стал объектом пристального внимания журналистов. Много программ и фильмов посвящено его истории и сегодняшнему дню. Здесь достойно представлены два федеральных канала: телеканал «Россия» — репортажем Аркадия Мамонтова «Остров Крым. Возвращение домой» и «Первый канал» — репортажем «Остров Крым. Западный берег Крыма» из крымского цикла. Конкуренцию им составит словацкий журналист Штефан Длуголински с публицистическим фильмом «Вместе – SPOLU. Вместе мы можем сделать больше» (Studio D3, Братислава).
Свой взгляд на Россию через судьбы трёх российских девушек разных профессий и социального статуса на фоне времени и политики представили журналисты Швейцарского радио и телевидения — «Катя, Валентина, Марина. Русская трилогия», ( г. Цюрих). К сожалению, им не повезло оказаться в заветной «тройке» номинантов. Острейшую конкурентную борьбу «не выдержали» «Владимир Маяковский. Третий лишний» (сделано с размахом, но не совсем понятно, почему герой принял такое страшное решение) и «Хозяйка залива Счастья» (Дальневосточная киностудия). Поведав о судьбе самобытной женщины (жены начальника Амурской экспедиции Геннадия Невельского), хабаровские коллеги внесли очевидную лепту в открытие малоизвестных страниц истории освоения российского Дальнего Востока в 19 веке. С таким же интересом смотрится «Алмазная грань» — о драматических судьбах женщин-учёных, открывших алмазное месторождение в Сибири («Под знаком «Пи»).
Среди программ для детей и юношества выделяются репортаж Натальи Бурцевой «Физика невесомости» (студия «Русский Космос») и «Пластилиновая «азбука» (компания «Синема Трейд», Санкт-Петербург). Порадовал фильм «Тайны математики» (компания «Москва Медиа»). Это классическое научно-популярное кино, но в современном исполнении. И хотя он не без изъянов, но сделан профессионально, с замечательными авторскими и режиссёрскими ходами, образами. Хорошо снят, отличная графика. С непростой темой подвижничества успешно справился начинающий тележурналист Антон Погребной из Кирова (фильм «Безмолвные молитвы», номинация «Дебют»).
Много программ представил «Детский телевизионный учебный центр», чьи работы пользуются широкой популярностью в Москве. Работа юной Анны Балан в качестве сценариста и репортера заслуживают самых добрых слов.
Среди студенческих телепрограмм Отборочная комиссия отметила творческий успех москвички Анастасии Галкиной и ее сверстницы из Казани Виктории Егоровой. Вместе с Инной Галлер (РУДН) они приедут в Ялту. Замечу, рекордный урожай ярких работ в номинациях ««Дебют» и «Начало» означает, что скоро телекомпании пополнятся новыми именами талантливых юношей и девушек. И, конечно, хотелось бы увидеть их работы в будущем году на очередном конкурсе телекинофорума. Ну а нынешним счастливчикам желаю удачи уже в августе, на творческих смотринах в Ялте.
Пресс-служба Генеральной дирекции
Международного телекинофорума «Вместе».

Говорят участники
Журналист Петр Любимов: постковидное
Журналист Петр Любимов: постковидное
16.04.2021
Руководитель отдела специальных проектов/автор специальных репортажей Петр Любимов неоднократно становился финалистом и победителем творческих конкурсов телекинофорума. Работать на телевидении начал ещё во время учёбы на факультете журналистики МГУ. Первое место работы – РТР, потом ТВЦ. Службы информации ТВ-6, а потом НТВ дали незаменимый опыт в профессии – никогда не быть "однобоким", слишком эмоциональным и сакраментальное – "факт священен". Следуя за новостями, объездил половину земного шара. Выходил в море на подводной лодке, летал на истребителе, участвовал в научных экспериментах и испытаниях новой техники, искал спрятанные в снегах секреты и следил за космическими стартами. Начал снимать в качестве автора специальные репортажи больше десяти лет назад. К сегодняшнему дню "в копилке" уже около сотни документальных работ. Сегодня Петр Любимов представляет свой взгляд на журналистику пережившую пандемию.
Дневники Дарьи Дытынко
Дневники Дарьи Дытынко
24.02.2021
С Дарьей Дытынко я познакомился в ходе мастер-класса, на одном из наших августовских форумов в Ялте. Многие, не выдержав слишком долгих разговоров о современном телевидении, тенденциях, блогерстве - ушли купаться. А Дарья, хоть и была с пляжной сумкой, все слушала и слушала кого-то из очень "именитых" спикеров. Кажется увлеклась, подумал я. И посмотрел на термометр. Жара, +30! Как член отборочной комиссии форума, я, конечно, видел её режиссерские работы. "Хорошо, когда канал федеральный, денег там не считают и можно придумывать любые командировки", пронеслось у меня тогда в голове. Ну, а почему бы не воспользоваться такой уникальной возможностью? Есть даже такое понятие, родилось оно, правда, не у нас - деловой туризм. И его никто не отменял. Действительно, география командировок Дарьи Дытынко впечатляет: исколесила всю страну вдоль и поперек! Впрочем, туризмом командировки в высокие широты, назвать трудно. Скорее испытание себя. Закалка журналистского характера. А характера Дарье, не занимать. Достаточно посмотреть ее фильмы. Каково же было мне, уже зимой, в Москве узнать, что Даша старательно ведет путевые дневники. Впечатления систематизирует и записывает. Хочется верить, что однажды режиссер и журналист опубликует свои записи. И читать их будет интересно всем, кто любит Россию. И это, я говорю, безо всякого пафоса, потому что сам, человек "командировочный", повидавший немало необыкновенных мест в разных уголках нашей родины. Предлагаем вашему вниманию отрывки из путевых дневников Дарьи Дытынко.
Поздравляем!
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
27.06.2021