У телекинофорума ежегодно появляются новые друзья. На нынешний, пятнадцатый, юбилейный приехал народный артист России Валерий Усков, режиссер легендарных многосерийных картин «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень», «Ермак», сериалов «Две судьбы», «Нина», «Сыщики» и многих других.
На вечере «Давайте познакомимся» Всеволод Богданов, председатель Союза журналистов России Союз журналистов России вручил Валерию Ивановичу награду «За вклад в профессию». Наш корреспондент Елена Булова беседует с лауреатом.
— Валерий Иванович, вы привезли на телекинофорум новый мини-сериал «Любовь не картошка» (ЗАО «Всемирные Русские Студии»), который вы снимали в тандеме со своим постоянным соавтором Владимиром Краснопольским. О чем ваша картина и как сложился ваш творческий тандем ?
— Картина о любви, разумеется. По большому счету, все наши картины – телевизионные и игровые – о любви. Сюжет рассказывать дело неблагодарное. Что касается Володи Краснопольского, то мы ведь – двоюродные братья. В кино пришли из разных ВУЗов, и разу попали в «хорошие руки», к великому Пыреву.
— А что это была за история, когда Пырьев упал перед вами на колени?
— Мы с Краснопольским сидели в режиссерской комнате и рассматривали эскизы, которые принес художник по костюмам. Входит Пырьев, видит эти бумажки – собирает горстью, открывает окно и выбрасывает. Говорит художнице по костюмам, чтобы вышла. А когда за ней закрывается дверь, падает перед нами на колени: «Мы двадцать пять лет жизни отдали, чтобы поднять уровень режиссера. Умоляю вас: не роняйте его!». Я на всю жизнь это запомнил, его призыв мне помогает преодолевать разные производственные столкновения.
— Как же он в вас, молодых да ранних, разглядел будущих режиссеров?
— Да была одна забавная ситуация. Что такое режиссер? Это собственное оригинальное видение материала. Режиссер должен снять собственную историю, быть по-хорошему упертым, диктатором, хотя и слышащим всё и всех на площадке. Когда мы были совсем юнцами, Пырьев, помню, подсунул нам сценарий и предложил по нему что-нибудь снять. Отказать ему было страшно, невозможно, этого вообще никто даже из маститых кинематографистов не делал. Но сценарий был чудовищный. Мы уж и так прикидывали, и сяк, а потом пошли с Краснопольским к нему в кабинет и сказали, что уж лучше уедем обратно в Свердловск, потому что такое снять невозможно. Пырьев очень обрадовался этому заявлению, похвалил, и вот тогда-то и сообщил, что из нас получатся приличные режиссеры…
— В родном Свердловске жили на том месте, где позже была построена Свердловская киностудия?
— Символично, да? На месте нашего дома, где в детстве жили вместе с Володей Краснопольским, построен павильон с гримерным и монтажными цехами. И когда я прихожу теперь на Свердловскую студию, у меня такое ощущение странное возникает, будто приехал домой. Я все время угрожаю Свердловской киностудии, что буду с них требовать арендную плату.
— Вы закончили уральский университет, факультет журналистики. А ваш брат — факультет филологии. Как же вас занесло в режиссуру-то?
— В четырехэтажной кирпичной школе N 40, где в холе среди фамилий медалистов до сих пор красуется моя собственная, высеченная золотыми буквами на стене, мы ставили «Дубровского» и «Двух капитанов». Наверное, все началось оттуда. Закончив университет, мы поехали поступать во ВГИК. Поступили оба. Поселились в общежитии на Яузе. В соседних комнатах проживали Коля Губенко, Тамара Семина, Наталья Фатеева, Лидия Фелосеева-Шкушина, Василий Шукшин, Лариса Шепитько. У всех очень по-разному сложились судьбы. Но все мы состоялись в искусстве.
— А что за полукриминальная история у вас там была с афишами собственного фильма?
— Еще учась в ВГИКе, сняли свой первый фильм «Тени на тротуарах». В Москве должна была проходить премьера. Вы знаете что такое премьера твоего фильма в те годы?! Город заклеен афишами, везде наши имена красуются. И мы вечером с Володей решили одну из афиш срезать. оставить на память. Но нас на Красной Пресне поймала милиция, а документов с собой не было. Никак не могли доказать, что это — наш фильм: нам просто не верили. Ни у кого из ребят, учащихся во ВГИКе, не было подобных премьер, да еще с такими афишами! Вот мы несколько часов и провели в милиции.
Вторым нашим дипломным фильмом стал «Самый медленный поезд» по сценарию, между прочим, Нагибина. Впервые на экране появились не генералы, а простые люди, сломленные войной, усталые, едущие в этом самом медленном поезде — вокруг было горе. После этой картины нас пригласило работать сразу три объединения на «Мосфильме» — Алов и Наумов, Зархи и Пырьев.
Правда, Пырьев долго церемониться не любил: он попросту посадил нас в машину и привез к себе в объединение, представив коллективу. В этом объединении в то время были Рязанов, Гайдай, Салтыков, Воинов… Так мы попали в родной дом, в котором провели более пятидесяти лет.
Когда я приходу на «Мосфильм», то встречаю людей, с которыми с которыми много лет был знаком. Ко мне однажды с объятиями бросилась буфетчица, торгующая пирожками. Было приятно. А раньше во времена нашей молодости по коридорам «Мосфильма» было просто невозможно пройти — все тебя останавливали, расспрашивали, рассказывали о своих съемках…
Мы ежедневно встречали Михаила Ромма, Юлия Райзмана. Рядом работали Вася Ордынский, Ролан Быков, Владимир Басов, Евгений Карелов, Игорь Гостев… Это было целое созвездие талантливейших и таких душевных людей. Об одном Георгии Данелия можно неделями рассказывать.
На «Мосфильме» работали и прекрасные организаторы производства. Вот это были великие продюсеры! Исаак Львович Биц, который был директором всех картин Пырьева, и Семен Михайлович Марьяхин. Они выделялись, они участвовали в творчестве, были художниками. Марьяхин возглавлял объединение «Телефильм». Кстати, именно на «Телефильме», мы сняли «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», которые стали столь любимы народом.
— Вы много снимали и в Крыму?
— Хожу по Ялте и с удовольствием вспоминаю съемки «Ермака» на знаменитых фрегатах Ялтинской киностудии. Потом во время шторма эти корабли унесло в открытое море. И мое сердце обливается кровью, когда я подхожу к воротам Ялтинской киностудии, на которой работали великие режиссеры, и вижу табличку «Частная территория». Но после последнего приезда Владимира Путина в Крым в этой беспросветной ситуации забрезжил свет надежды – все мы очень надеемся, что и в этом вопросе «восторжествует историческая справедливость», и ялтинская киностудия во след за Крымом и Севастополем вернется на карту города, «в порт своей постоянной приписки».
Пресс-служба Генеральной дирекции
Международного телекинофорума «Вместе»