ТАВРИЧЕСКОЕ ОБЩЕЖИТИЕ

Юрий ПОЛЯКОВ: телекинофорум начал и успешно работал еще в ту пору, когда политики даже не заикались о сближении насильно разрозненных народов
Выход в свет новой книги Юрия Полякова «Любовь в эпоху перемен» совпала со знаменательным событием: писатель, драматург, сценарист, публицист награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени. Честь, как говорится, по заслугам. В самом деле, мало кому из его коллег удается быть таким востребованным и дома, и за рубежом: тираж книг прозаика и поэта давно перевалил за семь миллионов экземпляров, его произведения с охотой ставят самые престижные театры, а кинорежиссеры — фильмы.
Ну а для нас главный редактор «Литературной газеты» еще и свой человек на телекинофоруме. Стоявший у истоков его рождения, он не единожды возглавлял жюри творческих конкурсов. В залах, где бы ни выступал, яблоку негде упасть: будь то дискуссия, мастер-класс или встречи в Севастополе, ялтинском Доме-музее Антона Чехова…
Поздравляя сопредседателя Оргкомитета телекинофорума Юрия Полякова с высокой наградой и, конечно, с днем рождения, публикуем его малоизвестные эссе о ялтинских встречах деятелей ТВ и кино, написанные в разные годы.
КРЫМ ВЕРНЕТСЯ ТУДА, ГДЕ ЕМУ И ПОЛОЖЕНО БЫТЬ
У большого писателя художественное слово мистическим образом связано с пространством и почвой. Не случайно ведь есть Петербург Достоевского, Москва и Киев Булгакова, Дон Шолохова, Крым Чехова… С Крымом соединены не только судьбы героев Антона Павловича, с этими древнейшими землями связана и его собственная жизнь, в том числе и мучительное ее завершение — угасание. Вообще, Крым, знавший многие народы и племена, стал одной из ярчайших страниц русской прозы и поэзии. Достаточно вспомнить Волошина, Шмелева, Ахматову, Грина…
Таврида глубоко освоена не только русскими руками, но и русским словом, мыслью, фантазией, вдохновением, и поэтому сегодняшнее искусственно-политическое отчуждение Крыма кажется какой-то странной химерой — что-то среднее между Босхом и Зощенко. Но, глядя на памятник Чехову — дар телекинофорума Ялте, я всегда почему-то испытываю уверенность в том, что время нелепой разобщенности пройдет: Крым, не покидая своего извечного места на карте, вернется туда, где и ему и положено быть — в единый симфонический мир братских славянских народов, чьи далекие предки многие столетия жили и мыслили здесь.
11-16 сентября 2009 года.
ЯЛТА — СТОЛИЦА СОЮЗА НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР
Уверен, через годы, когда раздоры и нестроения на Евразийском пространстве уйдут в прошлое, опыт Международного телекинофорума «Вместе» будет предметом глубокого научного исследования. Сегодня уже достаточно хорошо изучено, как с помощью ложных фетишей ксенофобии, темных мифов «политической истории», насыщения информационного пространства депрессивным негативом можно развалить страну, рассорить и развести в разные углы геополитического ринга целые народы. Причем речь идет о народах не просто дружественных, нет. Еще недавно они в составе единого государства преодолевали гибельные нашествия и социальные катаклизмы, творили уникальную техногенную цивилизацию и многонациональную культуру.
Сегодня кино и телевидение любят побранить ту великую эпоху, до смешного напоминая при этом боевых комсомольских публицистов, со знанием дела ругавших царизм, хотя не прожили в Российской империи ни дня. Увы, в культуре любят подхалтурить разного рода политруки. И не важно, какая эмблема у них на груди, — серп с молотом, орел, трезубец или звездный кружок ЕС. Главное, чтобы эти эмблемы имелись на денежных знаках…
Но вернемся к теме, заявленной в начале. Опыт телекинофорума «Вместе» важен чрезвычайно. Ведь в эпоху розни и отчуждения ялтинский фестиваль — это уникальный пример сращивания культурных пространств, заживления духовных ран, нанесенных обществу развалом мироустройства, конечно, не совершенного, но и не самого худшего. Это одна из немногих площадок, где принципиально не поддаются на постмодернистские уловки, когда мастерством предлагают считать самовыражение, даже беспомощное, за правду выдают густопсовый негативизм, а нравственность просто объявляют внеэстетической категорией. В Ялте уже много лет консолидируются те творческие, интеллектуальные силы, которые хотят, чтобы художественно-информационное пространство служило оздоровлению общества, обогащению смыслов, объединению народов не в рамках единой административной системы, а в контексте общих исторических целей и совокупных ответов на грядущие вызовы времени. Будущее всегда непредсказуемо, как извержение вулкана, изученного, казалось, до мельчайшей зазубрины кратера. Но кто знает, какие громокипящие энергии бурлят в глубине? Та же глобализация может привести народы планеты к «цветущей сложности», чаемой русскими философами Серебряного века, а может оказаться братской могилой неповторимых национальных сообществ, ввергнуть человечество в сыто-унифицированную прострацию, когда люди станут отличаться друг от друга только цветом «айфонов». Мы вместе — за цветущую сложность. И поэтому с добрым сердцем едем в Ялту — столицу Союза национальных культур!
5-11 сентября 2013 года.
ТАВРИЧЕСКОЕ ОБЩЕЖИТИЕ
Телекинофорум с названием «Вместе» проводится и должен проводиться только в Крыму – больше нигде. Ведь именно этот напоенный веками и царствами полуостров переплёл, перемешал, взаимно обогатил множество народов, обитавших и продолжающих обитать в благословенном Таврическом дворце под открытым небом. Крым может называться только русским, ибо именно русский народ явил миру канон межэтнического согласия, общежития, уникальную модель государства, где центр питает окраины, а не наоборот, где племенам, едва осознавшим себя, «старший брат» рачительно создает письменность, сочиняет учебники, воспитывает интеллигенцию и разрабатывает азы государственного устройства.
Не наша вина, что иные народы способны самоидентифицироваться только через ненависть к братьям, а чувство исторической признательности им чуждо, как дикарю — мыло. Увы, спесь юного невежественного самостоянья раньше всего проявляется, как ни обидно, именно в творчестве — в литературе, в кино, в публицистике, в историософских фантазиях… Чтобы быть вместе на земле, помогая, защищая и питая друг друга, надо прежде научиться быть вместе в сфере информационных грез и художественного вымысла, где так легко личную неуживчивость и высокомерие навязать огромному количеству вполне добросердечных людей. Такова высокая и коварная природа искусства.
Наш телекинофорум начался и успешно работал еще в ту пору, когда политики даже не заикались о сближении насильно разрозненных народов. А теперь Евразийский союз обретает отчетливые очертания, Крым вернулся в свою цивилизационную нишу, в том же направлении идут Новороссия и Бессарабия… Заокеанские пиротехники смотрят на возрождающееся наше единство с плохо скрываемым отчаяньем, гадая, почему не сработали хитро запутанные бикфордовы шнуры. В этом немалая заслуга телекинофорума «Вместе», ведь мы с вами — в известной мере проектировщики будущего, мы отчасти сталевары духовных мартенов.
21-26 августа 2015 года.
Пресс-служба Генеральной дирекции
Международного телекинофорума «Вместе»

Говорят участники
Журналист Петр Любимов: постковидное
Журналист Петр Любимов: постковидное
16.04.2021
Руководитель отдела специальных проектов/автор специальных репортажей Петр Любимов неоднократно становился финалистом и победителем творческих конкурсов телекинофорума. Работать на телевидении начал ещё во время учёбы на факультете журналистики МГУ. Первое место работы – РТР, потом ТВЦ. Службы информации ТВ-6, а потом НТВ дали незаменимый опыт в профессии – никогда не быть "однобоким", слишком эмоциональным и сакраментальное – "факт священен". Следуя за новостями, объездил половину земного шара. Выходил в море на подводной лодке, летал на истребителе, участвовал в научных экспериментах и испытаниях новой техники, искал спрятанные в снегах секреты и следил за космическими стартами. Начал снимать в качестве автора специальные репортажи больше десяти лет назад. К сегодняшнему дню "в копилке" уже около сотни документальных работ. Сегодня Петр Любимов представляет свой взгляд на журналистику пережившую пандемию.
Дневники Дарьи Дытынко
Дневники Дарьи Дытынко
24.02.2021
С Дарьей Дытынко я познакомился в ходе мастер-класса, на одном из наших августовских форумов в Ялте. Многие, не выдержав слишком долгих разговоров о современном телевидении, тенденциях, блогерстве - ушли купаться. А Дарья, хоть и была с пляжной сумкой, все слушала и слушала кого-то из очень "именитых" спикеров. Кажется увлеклась, подумал я. И посмотрел на термометр. Жара, +30! Как член отборочной комиссии форума, я, конечно, видел её режиссерские работы. "Хорошо, когда канал федеральный, денег там не считают и можно придумывать любые командировки", пронеслось у меня тогда в голове. Ну, а почему бы не воспользоваться такой уникальной возможностью? Есть даже такое понятие, родилось оно, правда, не у нас - деловой туризм. И его никто не отменял. Действительно, география командировок Дарьи Дытынко впечатляет: исколесила всю страну вдоль и поперек! Впрочем, туризмом командировки в высокие широты, назвать трудно. Скорее испытание себя. Закалка журналистского характера. А характера Дарье, не занимать. Достаточно посмотреть ее фильмы. Каково же было мне, уже зимой, в Москве узнать, что Даша старательно ведет путевые дневники. Впечатления систематизирует и записывает. Хочется верить, что однажды режиссер и журналист опубликует свои записи. И читать их будет интересно всем, кто любит Россию. И это, я говорю, безо всякого пафоса, потому что сам, человек "командировочный", повидавший немало необыкновенных мест в разных уголках нашей родины. Предлагаем вашему вниманию отрывки из путевых дневников Дарьи Дытынко.
Поздравляем!
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
27.06.2021