Отборочная комиссия назвала номинантов конкурса «Телевизионные программы и фильмы» телекинофорума

Отборочная комиссия подвела итоги и представила на рассмотрение Жюри телепрограммы и документальные фильмы в соответствующих номинациях:

Вместе против террора

«Пальмира».

Сценарист Евгений Поддубный, режиссеры Виолетта Сергеева, Саида Медведева, Андрей Гарянин, Вадим Черноштан, оператор-постановщик Дмитрий Могилевский.

ГТК

«Телеканал «Россия» ФГУП

«ВГТРК», Москва, Россия.

Сирийские военные при поддержке ВКС

России освободили от боевиков ИГИЛ Пальмиру — уникальный комплекс всемирного наследия ЮНЕСКО. Вслед за ними российские саперы разминировали улицы, дома и античный комплекс. А всего через сутки в древнем амфитеатре прозвучала музыка оркестра Мариинского театра в память о погибших.

«Информационный conflict».

  • Сценарист Диана Первых,
  • режиссер Ирина Каганец,
  • оператор Денис Каганец.

АНО «Телерадиокомпания «Крым», Симферополь, Россия.

Фильм о работе крымских журналистов в период Крымской весны (март 2014 г.), когда европейские и украинские СМИ заняли ярко выраженную антироссийскую и антикрымскую позицию. Информационный конфликт рассматривается в ретроспективе глобальной информационной войны, развернутой против России еще в XIX веке.

«Арабская дуга. Управляемый хаос».

  • Сценаристы Андрей Басс, Борис Герстен, Вячеслав Бондаренко, Тенгиз Думбандзе,
  • режиссер Илья Баранов,
  • операторы Александр Вавилов, Дмитрий Лац, Вадим Карпович, Денис Ткаченко.

ЗАО «Второй национальный телеканал Республики Беларусь», Минск.

Как начиналась и к чему привела так называемая арабская весна? Почему распалась Ливия? Что заставило тысячи людей покинуть родину и, рискуя жизнью, искать пристанище на чужбине? Кто и за что воюет в Сирии? Ответы на эти и многие другие вопросы — в фильме, съёмки которого проходили в 15 странах.

Корни

«Музей под замком Любовня».

  • Сценарист, режиссер и оператор Штефан Длуголински.

Компания «Studio D3», город Светы Юр, Словакия.

Под древним замком на 10 гектарах собраны уникальные экспонаты, рассказывающие об истории,  традициях и обычаях словаков, русинов, немцев, евреев, цыган, представителей других народов, издревле населяющих район Стара Любовня.

«Врангель. Путь русского генерала». э

  • Сценарист Елена Чавчавадзе,
  • режиссер-постановщик Галина Огурная,
  • операторы Юрий Ермолин, Артур Крашенинников, Сергей Стариков, Юрий Селинский.

Некоммерческая организация «Российский фонд культуры», Москва, Россия.

Петр Врангель — первый офицер, награжденный орденом Святого Георгия. Верный долгу русского офицера, он защищал государственность и целостность Родины в ходе Гражданской войны. Авторы ленты рассказывают о его реформах Крыму, о судьбе Главнокомандующего, его армии после эвакуации из России и таинственной смерти в Бельгии. Врангель не оставлял усилий, чтобы сохранить русские военные знамена для будущей России.

«Мария Полякова. Своя среди чужих».

  • Сценарист Александр Островский,
  • режиссер Алексей Китайцев,
  • операторы Константин Колодяжный, Вячеслав Красаков.

Студия «Русский космос», Москва, Россия.

Накануне Второй мировой войны резидент ГРУ Мария Полякова выполняла сверхсекретное задание в Западной Европе и должна была стать главным резидентом в Москве, если бы ее захватили немецко-фашистские войска.

Отцы и дети

«Путевка в Халифат».

Автор Александр Рогаткин.

ГТК «Телеканал «Россия» ФГУП «ВГТРК», Москва, Россия.

Зачем некоторые россияне едут в ИГИЛ, кто подсаживает соотечественников на иглу радикального ислама и почему в мечетях и колониях особенно активно вербуют людей – эксклюзивные интервью и кадры агитаторов-ваххабитов, боевиков и их жертв.

«Возвращение».

  • Сценарист и режиссер Сергей Катер,
  • оператор Ю.Тихонович, П.Науменко, А.Ясюлевич.

Национальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь, Минск.

В фильме восстанавливается история гибели Николая Пшонко во время кровопролитных боев за Кавказ. Более 70 лет он считался без вести пропавшим. Но его мать, потерявшая на войне двоих сыновей,

так и не смирилась с утратой, и продолжала ждать возвращения, может быть, еще живых детей. Мозаика встреч и событий складывается в единый рассказ о прошлом, которое становится связующей нитью настоящего и будущего.

«Станция «Восток». На пороге жизни».

  • Сценарист Ирина Чернова,
  • режиссер Ольга Стефанова,
  • операторы Ольга Стефанова, Максим Файтельберг.

ГТК «Телеканал «Россия» ФГУП «ВГТРК», Москва, Россия.

В феврале 2012 года мир облетела сенсация: в районе антарктической станции «Восток» российские ученые пробурили в леднике скважину глубиной 3600 метров и проникли в самое древнее и недоступное озеро планеты! А вдруг там есть неизвестные бактерии и вирусы, которые, вырвавшись из глубин, убьют все живое на планете? А может, там сохранилась жизнь времен ящеров и динозавров? Героические, невероятные, смешные, трагические страницы истории полярной станции «Восток» — с 50-х годов прошлого века до наших дней.

Специальный репортаж

«Допинг».

Автор Ольга Скабеева.

ГТК «Телеканал «Россия» ФГУП «ВГТРК», Москва, Россия.

Спорт — мощный стимулятор эмоционального состояния и настроения наций. Именно поэтому эти эмоции используют как оружие информационной войны, обвиняя российских спортсменов в применении допинга, тем самым лишая их заслуженных наград. Кто финансирует допинговую войну, какие механизмы задействованы — об этом расследование репортера.

«Озеры слёз».

  • Сценарист Алиса Муравьева,
  • оператор Константин Зарубин.

АО«Москва Медиа», Москва, Россия.

История гибели шестилетней Вероники Черниковой из подмосковных Озер всколыхнула всю страну жестокостью приемных родителей девочки и митингами горожан. Спецкор провела несколько дней в Озерах и пыталась понять: как теперь городу жить, а, вернее, сживаться с его дурной славой?

«Сердце Донбасса».

  • Автор Александр Рогаткин.

ГТК «Телеканал «Россия» ФГУП «ВГТРК», Москва, Россия.

Это история о жизни людей после войны. Она о просроченном кардиостимуляторе в груди луганского школьника, куполе восстановленного храма и горняках в глубине шахт, вопреки всему заставляющих биться «сердце Донбасса».

Документальный фильм

«Засуха: борьба за воду в Центральной Азии».

  • Сценарист и режиссер Арно Трюмпер,
  • оператор Армин Фаустен.

Киностудия «Кик-Фильм» (Kick-Film GmbH), Берлин, Германия.

Совместная немецко-французская лента (ZDF и ARTE) поднимает острейшую проблему распределения водных ресурсов в Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане и Казахстане. На границах этих стран минируются поля и слышны выстрелы. Причина конфликта — в распределении водных ресурсов.

Международные организации пытаются решить проблему гуманитарным путем.

«Афон. Обитель Богородицы».

  • Сценарист Аркадий Мамонтов,
  • режиссер Элеонора Тухарели,
  • оператор Игорь Белокопытов.

ГТК «Телеканал «Россия» ФГУП «ВГТРК», Москва, Россия.

Побывать на святой горе Афон — единственном в мире монашеском государстве, главой и игуменьей которого считается Богородица, поклониться чудотворным святыням и исполнить подвиг послушания — все это, как и тысячу лет назад, было и остается чаемым стремлением русской православной души. Фильм о связях с Россией, об истории русского Свято-Пантелеймонова монастыря и его скитах. О том, как по молитвам святых отцов совершались и совершаются настоящие чудеса.

«Повесть о настоящем тренере».

  • Сценарист Владимир Марочкин,
  • режиссер Андрей Верещагин,
  • операторы Дмитрий Степанов, Сергей Тищенко.

АНО «Продюсерский центр «Динамо», Москва, Россия.

Лента о жизни и карьере великого советского тренера по хоккею Аркадия Ивановича Чернышева. Под его руководством сборная СССР четыре раза побеждала на Олимпийских играх, 11 — на чемпионатах мира.

Публицистические программы

«Кино Инферно».

  • Сценарист и режиссер Тамас Новак,
  • оператор Сома Кисс.

Компания MTVA, Будапешт, Венгрия.

В 1949 году политические процессы в Венгрии, как и во многих других странах социалистического лагеря, стали публичными. Это была эпоха кардинальных перемен в их жизни.

«Война за воду».

Автор и ведущий Андрей Кондрашов,

  • сценаристы Марина Романова, Ольга Демина,
  • режиссер-постановщик Екатерина Фурсова,
  • оператор-постановщик Сергей Горбачев.

ГТК «Телеканал «Россия» ФГУП «ВГТРК», Москва, Россия.

Пресная вода превращается в главный стратегический ресурс. Из-за ее нехватки ежегодно умирает миллион 800 тысяч человек. Кто такие «водные» мигранты? По мнению авторов фильма, не просто в поисках работы Москву приезжают выходцы из Ферганской долины — там уже почти нет пресной воды. На что готов пойти Китай, чтобы не оказаться зажатым в тисках ее дефицита? Чем грозит соседям водный конфликт на Великих озерах? Кто станет очередной жертвой мировой войны за воду? Чтобы ответить на эти вопросы, съемочная группа побывала в Индонезии, Италии, Германии, Израиле, во Франции и Китае, на границе США и Канады, где уже сейчас можно наглядно убедиться, к чему приведут проблемы с питьевой водой.

«Убийство Каподистрии».

  • Сценарист Анна Рыбина,
  • режиссеры Вадим Шагабутдинов, Майис Алиев,
  • операторы Иван Неклюдов, Илья Фомин, Владимир Волков.

ООО «Русский Исторический Канал», Москва, Россия.

Фильм о жизни министра иностранных дел России и первого президента независимой Греции. Его убийство в 1831 году — одна из неразгаданных тайн мировой истории.

Познавательные программы

«Бессарабия. 1918».

Авторская группа – Елена Пахомова, журналист, и Валерий Осталеп, директор Института дипломатических исследований и вопросов безопасности, Кишинев, Молдавия.

В начале 21 века бывшая российская губерния, а теперь независимая Республика Молдова, может повторить свою судьбу.

События 1917-18 – это «объединение», а вернее, оккупация Румынией, кровавое, силовое вторжение вопреки воле местных жителей. Нынешние историки Молдавии замалчивают факты, пособников «объединения» делают национальными героями, отрицают существование самих молдаван как народа и молдавского языка. Фильм – толчок для обсуждения обществом актуальной темы: как остаться независимым государством и не стать вновь заложником геополитического противостояния?

«Глобальное меню».

  • Сценарист и режиссер Тамас Новак,
  • оператор Сома Кисс.

Компания MTVA, Будапешт, Венгрия.

Чем питаются европейцы и что происходит с едой на континенте? В частности, в Венгрии, в прошлом сельскохозяйственной сверхдержаве.

«Николай Козырев. Небесный интеллигент».

  • Сценарист Елена Литвинова,
  • режиссер Леонид Мёдов,
  • оператор Николай Спицын.

ООО «Студия Просветительских Фильмов», Москва, Россия.

В тюремной камере и лагерях ученый-астрофизик пытался разгадать тайны устройства Вселенной и продумывал свою теорию источника энергии звезд. Его фантастически дерзкая Теория времени до сих пор вызывает научные споры.

«Сделано в Москве. Памятник Грибоедову на Чистых прудах».

  • Сценарист Владимир Раевский,
  • режиссер Станислав Федосов,
  • оператор Степан Кочесов.

АО«Москва Медиа», Москва, Россия.

Как связано появление в Алмазном фонде Кремля знаменитого алмаза «Шах» с трагической гибелью Александра Грибоедова в Тегеране и почему «Горе от ума» — экстремистская литература того времени?

Ведущий сценарист (журналист) Бахыт Каирбеков,

документальный фильм «Миры Мориса Симашко».

  • Сценарист Сергей Русаков,
  • режиссер Александр Головинский,
  • оператор Сергей Косманев.

ОА «Казахфильм» имени Шакена Айманова, Алма-Ата, Казахстан.

Фильм об участнике войны, народном писателе Казахстана Морисе Симашко — одном из основателей школы нового исторического романа в Центральной Азии. Его книги изданы рекордным тиражом, переведены на 40 с лишним языках мира.

Евгений Попов, ток-шоу «Специальный корреспондент», ГТК «Телеканал «Россия»,ФГУП «ВГТРК», Москва, Россия.

Темой дискуссии стал документальный фильм «Медиаграмотность». Вадим Гигин, ток-шоу «Дело принципа». ЗАО «Второй национальный телеканал Республики Беларусь, Минск.

Ведущий остро и убедительно ставит вопросы перед аудиторией, приводит только проверенные факты, последовательно и логично излагает свои мысли. Это заставляет участников и зрителей думать и спорить. Мастерство ведущего – в умении «подогреть» или «охладить» участников дискуссии.

Дебют

«Семь Тетрадей Жизни» (оригинальное название «Sette Guaderni della Vita»).

  • Сценарист и режиссер Агния Мищенко,
  • оператор Джанпаола Вити.

Кинокомпания «Thanks God Prodaction», Рим, Италия.

Документальный фильм об итальянском поэте и сценаристе Тонино Гуэрра.

«В плену у бренда».

  • Сценарист и режиссер Алина Правильникова,
  • операторы Полина Европейцева, Константин Цветков.

Высшая школа телевидения МГУ имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия.

О брендах и людях, попавших в их плен. В обществе материальные ценности превалируют над духовными, а фраза «встречают по одежке» прочно закрепилась в умах людей. Стремление покупать вещи известных дизайнеров у многих превращается в манию. Репортаж показывает, почему люди попадают в «брендовую зависимость», что ими руководит.

«В похвалу добро творящим».

  • Сценарист и режиссер Ульяна Сорокина,
  • оператор Анастасия Никишина.

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, Россия.

Воспитательная колония для несовершеннолетних преступников. Кто поможет ребятам найти себя? Кто поселит в подростках веру в себя и уверенность в завтрашнем дне, желание жить дальше и стать достойными людьми? Телеочерк посвящен Владимиру Ивлеву, начальнику колонии и, по совместительству, «многодетному отцу».

Крым, открытый миру «Крымооткрыватели».

  • Сценаристы Оксана Потина, Александр Макарь,
  • операторы Александр Волконский, Дмитрий Филиппович.

АНО «Телерадиокомпания «Крым», Симферополь, Россия.

Каждый раз, собираясь в путешествие, репортеры, словно крыловские лебедь, рак и щука, «расползаются» по разным направлениям Крыма в поисках интересных лично каждому мест. В их полемике выигрывают зрители, у которых появляется возможность наслаждаться уникальными уголками Крыма, а заодно и забавными пререканиями молодых журналистов.

«Крым. Камни и пепел».

  • Сценарист Игорь Свеженцев,
  • режиссер Роман Сафронов,
  • оператор Игорь Шумков.

ГТК «Телеканал «Россия» ФГУП «ВГТРК», Москва, Россия.

В годы оккупации Крыма гитлеровцы расстреляли, сожгли, задушили в газовых камерах или повесили 219 тысяч человек. Зачем фашистам нужен был обезлюдивший полуостров и почему мы так мало знаем об этих страшных страницах истории?

«Крымская правда».

  • Сценарист Петр Любимов,
  • режиссер Владимир Батраков,
  • оператор Александр Медведев.

АО «ТВ Центр», Москва, Россия.

Экстремисты с украинской стороны не прекращают провокации и попытки затруднить жизнь крымчан. За транспортной и продовольственной блокадой последовала энергоблокада, но и она не достигла заявленной цели — заставить жителей полуострова пожалеть о своем историческом выборе.

***

Отборочная комиссия рекомендовала Жюри отметить ряд телепрограмм, репортажей и документальных фильмов специальными призами Фонда «Международный телекинофорум» и его деловых партнеров: Союза журналистов России, Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, Государственного совета и министерства культуры Республики Крым, Городского совета и Администрации Ялты, Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, Московского дома национальностей, «Литературной газеты».

Говорят участники
Журналист Петр Любимов: постковидное
Журналист Петр Любимов: постковидное
16.04.2021
Руководитель отдела специальных проектов/автор специальных репортажей Петр Любимов неоднократно становился финалистом и победителем творческих конкурсов телекинофорума. Работать на телевидении начал ещё во время учёбы на факультете журналистики МГУ. Первое место работы – РТР, потом ТВЦ. Службы информации ТВ-6, а потом НТВ дали незаменимый опыт в профессии – никогда не быть "однобоким", слишком эмоциональным и сакраментальное – "факт священен". Следуя за новостями, объездил половину земного шара. Выходил в море на подводной лодке, летал на истребителе, участвовал в научных экспериментах и испытаниях новой техники, искал спрятанные в снегах секреты и следил за космическими стартами. Начал снимать в качестве автора специальные репортажи больше десяти лет назад. К сегодняшнему дню "в копилке" уже около сотни документальных работ. Сегодня Петр Любимов представляет свой взгляд на журналистику пережившую пандемию.
Дневники Дарьи Дытынко
Дневники Дарьи Дытынко
24.02.2021
С Дарьей Дытынко я познакомился в ходе мастер-класса, на одном из наших августовских форумов в Ялте. Многие, не выдержав слишком долгих разговоров о современном телевидении, тенденциях, блогерстве - ушли купаться. А Дарья, хоть и была с пляжной сумкой, все слушала и слушала кого-то из очень "именитых" спикеров. Кажется увлеклась, подумал я. И посмотрел на термометр. Жара, +30! Как член отборочной комиссии форума, я, конечно, видел её режиссерские работы. "Хорошо, когда канал федеральный, денег там не считают и можно придумывать любые командировки", пронеслось у меня тогда в голове. Ну, а почему бы не воспользоваться такой уникальной возможностью? Есть даже такое понятие, родилось оно, правда, не у нас - деловой туризм. И его никто не отменял. Действительно, география командировок Дарьи Дытынко впечатляет: исколесила всю страну вдоль и поперек! Впрочем, туризмом командировки в высокие широты, назвать трудно. Скорее испытание себя. Закалка журналистского характера. А характера Дарье, не занимать. Достаточно посмотреть ее фильмы. Каково же было мне, уже зимой, в Москве узнать, что Даша старательно ведет путевые дневники. Впечатления систематизирует и записывает. Хочется верить, что однажды режиссер и журналист опубликует свои записи. И читать их будет интересно всем, кто любит Россию. И это, я говорю, безо всякого пафоса, потому что сам, человек "командировочный", повидавший немало необыкновенных мест в разных уголках нашей родины. Предлагаем вашему вниманию отрывки из путевых дневников Дарьи Дытынко.
Поздравляем!
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
27.06.2021