Фильм иранского режиссера получил Гран-при телекинофорума
В конкурсе XVIII Телекинофорума участвовало более 70 работ в 15 разных номинациях. Жюри телевизионных игровых фильмов возглавлял народный артист России,  режиссер и сценарист Владимир Хотиненко. Документальное кино оценивало жюри под председательством писателя Юрия Полякова, члена Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
Плоды своего творчества  в адрес Оргкомитета Телекинофорума отправили и «зубры» кино с мировым именем, и совсем молодые режиссеры и тележурналисты. Свой фильм прислал и Мохаммад Ганефард (Mohammad Ghane Fard), выпускник факультета театра и кино Тегеранского университета искусств,  директор частной студии «Cinema Iranica».  Его 68-минутная документальная лента носит название «Тайная вечеря», которую в английском варианте называют «Last supper» («Последний ужин»), что в  переводе на персидский звучит как  «Шам-е ахер». И обыгрывается слово «Шам» (Сирия).
В фильме речь идет о Маалуле – небольшом, но очень древнем городке в 60 км от  Дамаска.  Жители Маалулы до сих пор говорят на языке Иисуса Христа – на арамейском. Город связан с именем Святой Феклы, принявшей христианство через проповеди апостола Павла и спасшейся в местных горах от преследований римских солдат. Съемки проходили вскоре после освобождения Маалулы от боевиков ДАИШ и Фронта «Ан-Нусра», осквернивших монастырь Святой Феклы и захвативших в заложники живущих там 12 монахинь, которых удерживали почти восемь месяцев в неизвестном месте.  Хозяйничая в городе, боевики начали врываться  в дома христиан, похищали и убивали их.  И тогда жители Маалулы, христиане и мусульмане, сплотились перед общей угрозой и выгнали незваных гостей.
В начале 2016 года создатели фильма «Тайная вечеря» приехали в Маалулу и побеседовали с теми, в чью семью в те тревожные дни вошла беда. В фильме нет закадрового текста ведущего: о событиях рассказывается через хронику – в основном, материалы западных СМИ, которые транслируются по сирийским телеканалам и по радио. Зритель видит живую реакцию сирийцев, слушающих эти репортажи, и через их скептические реплики попадает в ту атмосферу, в которой живет Маалула, едва оправившись от удара.
Один из героев фильма, потерявший в ходе нападения боевиков двух братьев, восклицает, глядя в телевизор, по которому западный комментатор обвиняет Асада в проблемах религиозных меньшинств:
– О, страны Запада! Вы и были причиной всех этих проблем! Ваше оружие попадает в руки террористов, ДАИШ и салафитов. Они пришли сюда, чтобы убить нас! Особенно нас, христиан. Оставьте нас в покое! Мы вернемся к нашей прежней жизни. Сейчас мы под огнем, но вот что я хочу вам сказать: ураган, который налетел с вашей стороны, может смять все цветы на своем пути, но он не в силах достичь корней. А мы – настоящие корни Сирии! И наше послание всему миру состоит в том, что мы останемся здесь и будем защищаться до последней капли крови. Мы – сирийцы.
Показы конкурсных фильмов проходили внутри гостиницы «Ялта-Интурист», куда имели доступ только коллеги-кинематографисты из числа участников Телекинофорума. После просмотра я поинтересовалась мнением самой молодой зрительницы этого фильма – 22-летней выпускницы Московской школы кино Веры Пушкаревой, выступавшей на Телекинофоруме в номинации «Дебют»:
– Мне было интересно наблюдать, как в Сирии уживаются христиане с мусульманами. Я, честно признаться, вообще не знала, что в Сирии есть христиане. То есть, я думала, что только мусульмане там живут. И поэтому для меня это было удивительно. Вообще когда я услышала тему фильма, я подумала, что это будет про какой-то конфликт. Ну да, там есть конфликт. Но я почему-то думала, что там будет что-то вроде репортажа об очень кровавых событиях. А здесь хотя и видно, что войны и конфликты это ужасно, но фильм оставляет хорошее впечатление. Но было ощущение, что я чего-то не улавливаю и мне бы хотелось, чтобы меня в этом фильме как-то немножко больше в курс дела ввели, и было бы смотреть намного легче, чем понимать это самостоятельно, — сказала Вера Пушкарева.
Поделилась своим мнением и другая зрительница – член Оргкомитета Телекинофорума Марина Меркушева, советник Председателя  Русского Национального Комитета по Черноморскому экономическому сотрудничеству:
– Как вам фильм «Тайная вечеря»?
– Вы знаете, я плакала. Особенно, когда показывали фрагменты, как сбивали наши кресты православные. Это был самый болезненный момент, и даже сказала тем, кто рядом со мной сидел: «Это не останется просто так!»  Сирия – эта такая наболевшая тема сейчас! Более того, там  речь шла о Маалуле, а у нас сейчас как раз готовится к отправке гуманитарный груз именно туда, в этот храм, для детишек, которых будут при рождении крестить – чтобы им наши подарки дали. Этот груз сейчас стоит и ждет, когда мы его повезем в Сирию. Поэтому, когда я смотрела, то у меня шли мурашки по коже. То есть фильм сильный. Может быть, он затяжной, но он настолько эмоциональный! Там было передано вот это все: мир, добро, взаимопомощь, невзирая на то, какой ты религии, мы один народ, мы все равно один народ, не сдаваться! Я не режиссер, не продюсер, я не знаю, как правильно снимать фильмы с точки зрения документалиста. Меня всегда больше интересовала эмоция, душа, глаза, сила, с которой это подается.  Это все было в фильме. Я уверена, что все, кто будут его смотреть, это почувствуют. С точки зрения человечности – это сильный фильм! — сказала Марина Меркушева.
 Сильных фильмов на XVIII Телекинофоруме «Вместе» было много.  Не удивительно, что молодой режиссер из Ирана не очень  рассчитывал услышать из уст ведущего церемонии закрытия такую фразу:
–  Внимание! «Гран-при» в конкурсе «Документальные фильмы и телепрограммы» получает фильм «Тайная вечеря»,  режиссер Мохаммад Ганефард (Mohammad Ghane Fard), Иран!
Член жюри конкурса документальных фильмов профессор Виталий Третьяков, декан Высшей школы телевидения МГУ, так отозвался о работе иранского кинематографиста в интервью, данном мне в аэропорту, перед отлетом в Москву:
– В данном случае, при высоком уровне профессионализма и мастерства, это было самое актуальное документальное кино из всего этого подбора. Режиссер работал с уникальным материалом. И поднял проблему, от которой, по крайней мере, западные политики периодически пытаются увильнуть – судьба христиан в Сирии и вообще в этом регионе.  То есть, это предельно масштабная, цивилизационная, политическая тема, касающаяся миллионов людей – сохранение христианской цивилизации в этом регионе. И, собственно, актуальная в текущем смысле международная тема – всем известные конфликты вокруг Сирии, в том числе противоречия между Россией и Западом. Это был просто уникальный материал! И жюри было здесь предельно единодушно: мы «Гран-при» дали все-таки этому фильму, — сказал профессор Виталий Третьяков.
А вот какими впечатлениями поделился, улетая в Тегеран, сам Мохаммад Ганефард (Mohammad Ghane Fard):
– Я очень рад, что судьба подарила мне возможность поехать на этот Телекинофорум, который проходит в таком замечательном и красивом месте. И очень рад, что мой фильм получил приз! Этот Телекинофорум – прекрасный опыт для любого кинематографиста: здесь собрались режиссеры, продюсеры, актеры, сценаристы из нескольких стран, у нас была возможность свободно общаться, показывать друг другу свои фильмы, обсуждать их, обмениваться идеями. Лично для меня участие в этом форуме было очень полезным. Я приобрел здесь хороших друзей, которые посмотрели мой фильм и дали ценные советы, за что я им очень благодарен.  Также я посмотрел здесь несколько хороших фильмов и получил большое удовольствие. Удивительно, что я все в них понимал,  хотя и не знаю русского языка. Вообще идея взаимопонимания  между людьми разных стран и религий,  сохранения мира на Земле, лучших традиций народов  – главные идеи этого форума. И я еще раз хочу поблагодарить организаторов за возможность здесь побывать и жюри – за высокую оценку моего труда. Спасибо!
На этом, дорогие друзья, я завершаю свой репортаж  об успешном  участии иранского режиссера Мохаммада Ганефарда в XVIII Телекинофоруме  с говорящим названием «Вместе». Хочется верить, что на следующий год в Ялту на Телекинофорум приедет уже несколько кинематографистов из Ирана, чтобы представить свои работы в разных номинациях и подружиться с коллегами из России и других стран. Полный список фильмов-победителей вы можете посмотреть на официальном сайте Телекинофорума.
Аида Соболева, журналист (Россия)
Говорят участники
Журналист Петр Любимов: постковидное
Журналист Петр Любимов: постковидное
16.04.2021
Руководитель отдела специальных проектов/автор специальных репортажей Петр Любимов неоднократно становился финалистом и победителем творческих конкурсов телекинофорума. Работать на телевидении начал ещё во время учёбы на факультете журналистики МГУ. Первое место работы – РТР, потом ТВЦ. Службы информации ТВ-6, а потом НТВ дали незаменимый опыт в профессии – никогда не быть "однобоким", слишком эмоциональным и сакраментальное – "факт священен". Следуя за новостями, объездил половину земного шара. Выходил в море на подводной лодке, летал на истребителе, участвовал в научных экспериментах и испытаниях новой техники, искал спрятанные в снегах секреты и следил за космическими стартами. Начал снимать в качестве автора специальные репортажи больше десяти лет назад. К сегодняшнему дню "в копилке" уже около сотни документальных работ. Сегодня Петр Любимов представляет свой взгляд на журналистику пережившую пандемию.
Дневники Дарьи Дытынко
Дневники Дарьи Дытынко
24.02.2021
С Дарьей Дытынко я познакомился в ходе мастер-класса, на одном из наших августовских форумов в Ялте. Многие, не выдержав слишком долгих разговоров о современном телевидении, тенденциях, блогерстве - ушли купаться. А Дарья, хоть и была с пляжной сумкой, все слушала и слушала кого-то из очень "именитых" спикеров. Кажется увлеклась, подумал я. И посмотрел на термометр. Жара, +30! Как член отборочной комиссии форума, я, конечно, видел её режиссерские работы. "Хорошо, когда канал федеральный, денег там не считают и можно придумывать любые командировки", пронеслось у меня тогда в голове. Ну, а почему бы не воспользоваться такой уникальной возможностью? Есть даже такое понятие, родилось оно, правда, не у нас - деловой туризм. И его никто не отменял. Действительно, география командировок Дарьи Дытынко впечатляет: исколесила всю страну вдоль и поперек! Впрочем, туризмом командировки в высокие широты, назвать трудно. Скорее испытание себя. Закалка журналистского характера. А характера Дарье, не занимать. Достаточно посмотреть ее фильмы. Каково же было мне, уже зимой, в Москве узнать, что Даша старательно ведет путевые дневники. Впечатления систематизирует и записывает. Хочется верить, что однажды режиссер и журналист опубликует свои записи. И читать их будет интересно всем, кто любит Россию. И это, я говорю, безо всякого пафоса, потому что сам, человек "командировочный", повидавший немало необыкновенных мест в разных уголках нашей родины. Предлагаем вашему вниманию отрывки из путевых дневников Дарьи Дытынко.
Поздравляем!
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
27.06.2021