Вчера, сегодня, всегда. В Ялте завершил свою работу XIX Международный телекинофорум «Вместе»

Кондрашов Александр

Председатели: Союза журналистов России Владимир Соловьёв, Оргкомитета телекинофорума Всеволод Богданов, жюри Юрий Поляков и Виталий Третьяков.

Фото: Кондрашов Александр

Это собрание творцов телевидения икинематографа, по мнению участников, регулярно бывающих на других фестивалях, сильно от них отличается. В первую очередь атмосферой. Название телекинофорума, предложенное двадцать лет назад его основателями во главе с Геннадием Селезнёвым, не формальное, а смысловое. «Вместе» объединяет и сближает очень разных людей: режиссёров, продюсеров, писателей, журналистов, актёров из самых разных стран – здесь в основу положено стремление к взаимопониманию, сотрудничеству и сотворчеству.

Хорошее начало

Хотя в Ялте было прохладно, минувший фестиваль отличался какой-то особенной теплотой. Открытие во дворце «Юбилейный» было сжатым и ярким. Часто подобные мероприятия получаются непомерно затянутыми, а тут гостям телекинофорума и жителям Ялты было подарено необыкновенно энергичное зрелище. Его замечательно организовал режиссёр Владимир Фатьянов, а темпераментно открыла виртуоз-скрипачка из Германии Анна Агре. Представление фильмов-номинантов перемежалось выступлениями прекрасных певцов: Заура Тутова, Анны Авериной, Ксении Дэви и ансамбля «Воронежские девчата». Абсолютно неожиданным было выступление юных учеников Бедроса Киркорова – двенадцатилетний Арсений Савельев из Самары потрясающе спел оперный шлягер «Памяти Карузо». А самым захватывающим было исполнение Сергеем Никоненко отрывка из «Василия Тёркина».

Совсем недавно по телевизору и в сетях в связи с юбилеем приветствовали выдающегося актёра и чтеца Александра Филиппенко, он исполнил множество произведений, и казалось, что никто не может так читать. Могут. В исполнении Никоненко проявились и мощь, и юмор, и мужество, и нежность, такие мудрость и удаль, что исполнитель встал вровень с гениальным произведением Твардовского. Оказывается, у этого актёра и режиссёра огромный чтецкий репертуар, кроме съёмок он занимается музеем Сергея Есенина, который сам же и организовал. Поскольку была возобновлена фестивальная традиция футбольных матчей звёзд телекинофорума с правительством Крыма, Никоненко был выбран капитаном команды артистов. После матча (он закончился вничью – 4:4) мы с Сергеем Петровичем долго разговаривали о поэтах и поэзии – я со времён «Журналиста» поклонник его таланта, но не знал, что он такой глубокий знаток русской литературы, в прямом смысле подвижник. Полагаю, подобные человеческие открытия были у каждого участника фестиваля.

Важный элемент программы – творческие дискуссии, о которых я попросил написать их участника, автора «ЛГ» Дмитрия Каралиса. Вот его впечатления.

 

Острые углы круглых столов

«В рамках телекинофорума прошли три круглых стола, посвящённых экранным видам искусства. Первый – «Как вернуть литературу в кино» – провёл председатель жюри игрового кино Юрий Поляков, писатель, чьи произведения многократно экранизировались в разное время. Участники диспута – актёры, режиссёры, сценаристы, студенты киновузов – обстоятельно выступили как в защиту нынешнего положения вещей, так и с критикой сырых, наспех сделанных картин и телепередач, гуляющих по экранам страны. «Зачем нужна литературная основа для сценария?» – звучал вопрос в зале. Ответ дали мэтры жанра: как правило, литературная основа любой истории проработана глубже и обстоятельнее, чем слепленный по законам нынешнего видеопотока сценарий. Экранизация романа, повести и даже рассказа чаще всего на порядок отличается от высосанной из пальца истории о бесконечных разводах, любовницах и ментовских «подставах». Претензий – что неудивительно – было много.

Вторая дискуссия – «Кино и телевидение как рассадник пошлости и невежества?» – вызвала ещё более жаркие споры. Модератор – декан факультета телевидения МГУ, председатель жюри неигрового кино – Виталий Третьяков был безжалостен в своих оценках: «ТВ бьёт из всех калибров по морали и нравственности населения, нужны идущие сверху перемены, в противном случае не только взрослые, но и молодёжь окажется во власти ложных идеалов». Катастрофично для истории вживление в народную память выдуманных событий, ляпов или сознательное искажение фактуры в угоду странной моде продюсеров. Часто история живёт в народном сознании благодаря фильмам, а не строчкам учебников, и обман в военных фильмах сродни идеологической диверсии. Участники круглого стола приводили множество примеров из современного репертуара, когда в угоду сенсационности забывают об исторической правде и логике».

Видимо, из скромности Дмитрий Каралис не процитировал свой афоризм, родившийся в спорах: «Голливуд создал Америку, а наше кино уничтожает Россию». Прозвучал также грустный пассаж Третьякова о том, что высочайшие взлёты русской литературы, к сожалению, миновали с ХIХ и ХХ веками, позади Эверест, наша задача держаться, спускаясь с вершин русского искусства, чтобы не рухнуть в пропасть. Спасти же от полного крушения может только государство, если осознает опасности, связанные с культурной деградацией. И начать оно должно с образования. Юрий Поляков вспомнил о «демократической» цензуре, когда написанный им совместно с маститым Евгением Габриловичем сценарий, критичный по отношению к перестройке, не пустили в производство. Также интересной была дискуссия, которую вели Лидия Графова и Всеволод Богданов по теме «Какое послание направляет зрителю современное кино?».

Крайне разнообразна деятельность телекинофорума: это и «десант» в Севастополь, и поездки кинематографистов в Артек, демонстрация фильмов фестиваля в аудиториях крымских вузов и на набережной Ялты, конечно, поход в музей Чехова, а также концерты, встречи со зрителями, мастер-классы, традиционные поэтические вечера – генеральный директор телекинофорума Анатолий Усов читал здесь свои стихи, а замечательные артисты пели его песни…

Но главное всё же конкурсы.

 

Делу венец

Отметим победителей в разных номинациях конкурса телефильмов и программ: фильм «Они шли заГитлером: история одной коалиции» (Москва) напоминает, что не только Германия, но и семь европейских стран, союзников нацистов, послали свои войска воевать против СССР (почти миллион солдат). Также нельзя забывать о том, что в 41-м почти всё еврейское население Литвы было уничтожено, и сделали это литовцы, а не только немцы – то, что сейчас в Прибалтике не хотят вспоминать, прозвучало в израильском фильме «Последнее воскресенье августа».

Очень понравилась жюри и жителям Крыма прекрасная лента Ашота Джазояна, о которой «ЛГ» уже писала, – «Крымчане». Среди победителей – «Красные звёзды Германии» («ТВ Центр»), «Санитар»(Екатеринбург), «Корни» (Москва), «Затихшие голоса» (Санкт-Петербург). Отмечены были также очень актуальная программа Бориса Соболева «Идущие к чёрту» (ВГТРК), Юлии Мавриной – «Забытоеремесло» («Культура»), «Стервятник» (Иран), «Жанин» (Беларусь) и автор фильма «Северный морской путь» Елизавета Листова (НТВ).

А Гран-при в конкурсе получила щемящая лента Дениса Берестова «Хештег Клюквахайп» (Самара) о двух не падающих духом безработных псковитянках (матери и её четырнадцатилетней дочери), которые получают государственную помощь в размере 450 рублей, а живут тем, что собирают и продают клюкву.

Жюри игровых телефильмов отметило телефильм Константина Одегова «Рисунки дождём» (Тюмень), где свою последнюю роль сыграл Владимир Толоконников; «Разоблачение единорога» (Вячеслав Лавров, «Яуза-фильм») и «Динозавр» (Евгений Серов, НТВ).

Лучшим сценаристом стал Дмитрий Каралис («Коридор бессмертия»). Мы также рады, что лучшим режиссёром-постановщиком признан Мурад Алиев («Пустыня», НТВ). О его фильмах «ЛГ» не раз писала, отмечая верность режиссёра патриотической теме – в ней успех невозможен без искренности, любви и профессионального мастерства.

В номинации «Продюсер» приз получили Наталья Парамонова («Разоблачение единорога») и РодионПавлючик («Молодое вино»).

А в номинации «Актриса» – показавшая себя не только талантливой, но и очень разноплановой ДарьяУрсуляк (сериалы «Солдатик» и «Гурзуф») и замечательная Елена Цыплакова («Шаг в бездну»).

Лучшим актёром признан Владимир Машков («Медное солнце», НТВ), отмечен был также АндрейСтоянов («Эксперт»).

А Гран-при XIX Международного телекинофорума «Вместе» присуждено сериалу, о котором «ЛГ» тоже писала, «Медное солнце» (Карен Оганесян, НТВ).

В будущем году – юбилейный, двадцатый телекинофорум, и посвящён он будет 75-летию Великой Победы.

Александр Кондрашов, Ялта – Москва

 

Говорят участники
Поздравляем!
Поздравления Владимиру Константинову
Поздравления Владимиру Константинову
19.11.2020
Свой день рождения отмечает Председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов. Спикера Парламента Крыма поздравляет исполнительный директор Телекинофорума "Вместе" Анна Обозная: "Уважаемый Владимир Андреевич! Знаю Вас много лет, как талантливого человека и деятельного политика. Вместе с Вами, при поддержке Госсовета Крыма, мы проводим регулярные встречи мастеров искусств кино и телевидения под эгидой Международного телекинофорума "Вместе". Ваша неистощимая энергия, ободряющая улыбка, а также глубокая осведомленность о культурных процессах на всем постсоветском пространстве, позволяет нам, участникам телекинофорума в Крыму, считать Вас не просто человеком, который разделяет идеи заложенные в философии мероприятия. Мы рассматриваем Вас, как друга Телекинофорума "Вместе". Ведь в непростые годы становления телекинофорума, в начале "нулевых", именно Вы ратовали за то, чтобы постоянную прописку "Вместе" получил в Крыму. Поэтому, разрешите мне, от лица участников и организаторов форума, поздравить Вас с днем рождения, пожелать крепкого здоровья, бодрости духа, успехов на поприще служения России".