Роли и новеллы: как отмечает дни рождения Владимир Епископосян

На счету Владимира Епископосяна более ста двадцати фильмов, причем, в каждом втором он умирает в кадре. А уж сколько приходилось убивать самому, Владимир подсчитать не решается. Говорит, не по христиански это – коллекционировать смерти. «Пираты XX века», «Next», «Маросейка, 12»… Из-за растиражированной внешности злодея его вне сцены часто принимают за террориста. И только близкие люди знают: известный актер за всю жизнь и мухи не обидел.

— Кстати, первой газетой, которая взяла у меня интервью на московской земле, в 1982 году, был как раз «Московский комсомолец», — с улыбкой начинает Владимир Арустамович. — Что касается юбилея, то отмечать буду в кругу семьи и с коллегами в театре. Видимо, радость праздника всегда омрачало другое событие: 21 января дата смерти Владимира Ильича Ленина. Вся страна скорбела. По телевизору с утра шли грустные фильмы, серьезные идеологические программы, и радоваться своему празднику было как-то неудобно.

— Но в детстве день рождения всегда долгожданный праздник.

— В детстве на все смотришь по-другому. Родился я в Ереване, в Армении. Семья была дружная и гостеприимная. Мама, великий кулинар и рукодельница, любое блюдо превращала в произведения искусства. Папа инженер, кандидат технических наук, брат тоже пошел по его стопам, собирался писать докторскую, но после развала Советского союза планы поменялись. Все летние каникулы мы с ним проводили у бабушки с дедушкой в Абхазии. Это время – самые золотые воспоминания детства. На Кавказе принято, чтобы все жили одной большой семьей. Двенадцатикомнатный дом мог вместить всех двоюродных и троюродных родственников. Все три месяца мы, малолетняя детвора, купались, играли, ели свежие фрукты. Абхазия – рай на земле. Но все поменялось после первого грузино-осетинского конфликта. Так как армяне держали нейтралитет, это не нравилось ни той, ни другой стороне, поэтому моих родственников вынудили уехать, бросив дом и сады. Их приютили какие-то знакомые под Выборгом, все пришлось начинать сначала. Старшее поколение не выдержало разлуки с родиной. Один за другим ушли в землю. Но память о счастливом детстве в Абхазии мы, повзрослевшие ребятишки, храним до сих пор.

— Я так понимаю, ваша семья к кино и театру не имела никакого отношения…

— И я никогда не мечтал стать актером. С младших классов занимался спортом. Баскетболу посвящал все свободное время. Вскоре меня приняли в сборную Армении, мы играли на чемпионате СССР в первой лиге. Дважды выходили в высшую лигу. Но родители считали, что это несерьезное занятие – нужна надежная профессия. Чтобы им угодить, я пошел учиться на юриста, но скоро понял, что это не мое. Я привык к кочевой жизни, тренировкам, играм, а тут сидишь в кабинете и бумажки перебираешь. Со скуки умереть можно. Еще будучи студентом второго курса, меня за фактурную внешность заманили на Арменфильм и предложили главную роль в короткометражке. Я играл роль влюбленного в монахиню парня, но у нашей легенды не получилось хэппиенда. По сценарию я тонул, а красавица-монахиня, узнав о смерти возлюбленного, бросилась со скалы. И мы так натурально играли в любовь, что сами не заметили, как полюбили друг друга в реальной жизни. Так я встретил свою первую жену. От этой любви у нас родился прекрасный сын, но отношения закончились на четвертом году совместной жизни. Видимо, мы были слишком разными. Сейчас у меня второй брак, я счастливо женат на прекрасной женщине Светлане. Мы воспитываем дочь Александру.

— Что вы чувствовали в первый съемочный день?

— У меня самые сильные чувства были позже, когда снимали фильм «Пираты XX века». Я на Мосфильм принес свои работы и в первый же день вижу, что какие-то люди ходят вокруг меня, переглядываются. Я делаю вид, что не замечаю. Тут ко мне подходит кастингдиректор и спрашивает: «Вы случайно не актер?» «Актер», — ответил я. К тому времени я уже успел окончить актерское отделение Ереванского училища культуры. Меня пригласили на пробы, а затем утвердили на роль. Тогда я понял: что в Армении — герой-любовник, в России — бандит. Так началась моя карьера на большом экране. Художники по костюмам даже посмеивались: вас и гримировать не надо, автомат в руки и образ готов.

— Хорошая физическая подготовка тоже сыграла свою роль?

— Да, фильмы в основном попадаются трюковые. Не смотря на то, что многое выполняют каскадеры, самому приходится тоже поработать. В фильме «Русь изначальная» я играл роль кровожадного хазарского хана. И там выполнил свой первый трюк как мастер спорта. Моего героя казнили размычкой за все мои безобразия. Я все решил делать сам, не прибегая к услугам каскадеров. Меня привязывали за ноги к двум коням, а те несли меня на дерево… Были дубли. И один раз я не отпустил вовремя веревку. Пришлось наехать на дерево одним деликатным местом. Лежу и думаю, жив я или нет, тут слышу голос директора картины: «Володя, ты совсем с ума сошел? Я подъезжаю, и вижу что тебя кони несут. Ну, думаю, сейчас налево будет «епис», направо «копосян», а директора сразу в тюрьму». На площадке долго еще чувствовал себя героем – группа была в восторге. Но сейчас скажу честно: здоровье уже не то. Я по-прежнему бегаю по утрам, но многие трюки выполнить не смогу. Меня недавно приглашали поучаствовать в спортивном шоу на ТВ, но я отказался. Как говорится, у кого в моем возрасте ничего не болит, тот уже умер.

— Но вам то нечего бояться, вас на экране убивали 50 раз.

— 51 уже. Мне Сашка Абдулов на съемках своего последнего фильма «Гарин» говорил: «У тебя же юбилейная смерть, вот я тебя и взорву». А я отвечаю: «Опоздал, меня латыши уже взрывали». К сожалению, этот фильм он так и не закончил…

— А правда, что вас как-то приняли за террориста?

— Правда. Мы были на съемках в Майами в октябре 2001 года, как раз через месяц после взрыва башен-близнецов 11 сентября. Проходим таможенный контроль, передо мной прошел Аркаша Укупник, проходить мне, а меня окружила охрана аэропорта. Спрашивают: «From Russia?» «Раша», — отвечаю. Так они не поверили, повели на досмотр. Только когда выяснили, что я актер, успокоились.

— В театре вы тоже играете злодеев?

 Моя первая театральная роль началась скорее комично. Я играл в детской сказкемедведя, который потерял лучшего друга, Шарика. Тогда с костюмами была проблема, денег на них всегда не хватало, поэтому на меня перешили шкуру, в которой до отъезда в Москву выступал Армен Борисович Джигарханян. И вот, выхожу я грустный на сцену и начинаю жалобно звать: Шарик! Шарик! Где ты, Шарик? Зал просто упал со смеха. Тут же опустили занавес. Я ничего понять не могу. За кулисами вся труппа тоже безудержно хохочет. Оказывается, костюмеры забыли медвежий хвостик прикрепить на проволочку, и когда я предстал перед зрителями, он на веревочке болтался у меня между ног, вызвав у зала определенные ассоциации. С тех пор костюмерам не доверяю.

— А сегодня какие роли предлагают?

— Чаще комедии. Время афганских, чеченских войн отошло назад, теперь редко зовут играть террористов. Да и бандиты сегодня уже не те, это белые воротнички, галстуки, в общем, ребята из «Бригады». Но мне комедии ближе к сердцу. Я сам написал сценарий комичного фильма «Семь раз отмерь», где со мной в паре играют мой лучший друг Карен Аванесян и талантливая актриса Оксана Сташенко. Правда продюсеры из-за кризиса решили взять небольшую паузу и не выпускать этот фильм на экраны.

-Решили сменить амплуа?

— Не совсем. Я человек скромный, в сценариях не копаюсь, роли не выбираю. Мне каждый герой интересен. Ведь новый фильм – это новая жизнь. И ты стараешься сыграть как можно правдоподобнееЧетыре года назад я играл криминального авторитета, меня расстреляли из автоматной очереди на одной из бандитских разборок. Фильм крутили по ТВ. Во время репетиции в театре у меня раздается телефонный звонок – звонит невестка, мать моего старшего внука (ему тогда шесть лет было): «Володя, возьми трубку, скажи Игорю, что ты жив, а то у него истерика. Говорит, только что видел по телевизору, как убили дедушку» Я объясняю Игорьку, что жив и здоров, а это всего лишь кино. А он не верит, продолжает плакать. Пришлось срываться с репетиции и ехать убеждать, что я действительно жив.

— Глядя на вас, кажется, что вы всегда в хорошем расположении духа.

— Конечно, у меня случаются перепады настроения. Бывает просто нужно уйти подумать. Мне в этом хорошо помогают утренние пробежки. Но впадать в депрессию я себе никогда не позволял. Ведь из жизни уходит столько достойных людей, которые талантливее и моложе меня. Это Саша Абдулов, Коля Еременко, Люба Полищук, всех не перечислишь. А ты продолжаешь жить. Поэтому нужно радоваться каждому наступившему дню. Какими бы серьезными не были проблемы – они все разрешимы. Я даже не мог себе позволить грустить, когда были застои в кино. Фильмов тогда совсем не снимали, и я был вынужден поехать на шабашки. Какой-то период был строителем. Но ничего, плюсов в моей профессии гораздо больше. Это и путешествия, и знакомства с новыми людьми, и постоянное движение вперед.

— Но ваша лучшая роль еще впереди?

— Надеюсь, хотя не люблю это выражение. Так все говорят, но никогда не знаешь, что придется еще сыграть. Я восхищаюсь работами таких мэтров, как Армен Борисович Джигарханян, Янковский Олег Иванович, из зарубежных — Роберт Де Ниро. Я чуть не плакал от зависти, когда посмотрел фильм «Агония» Элема Климова, где Алексей Васильевич Петренко гениально сыграл Григория Распутина. Вот роль! Вот глубина! О такой я, наверное, мечтаю.

По материалам публикаций газеты «МК»
Говорят участники
Журналист Петр Любимов: постковидное
Журналист Петр Любимов: постковидное
16.04.2021
Руководитель отдела специальных проектов/автор специальных репортажей Петр Любимов неоднократно становился финалистом и победителем творческих конкурсов телекинофорума. Работать на телевидении начал ещё во время учёбы на факультете журналистики МГУ. Первое место работы – РТР, потом ТВЦ. Службы информации ТВ-6, а потом НТВ дали незаменимый опыт в профессии – никогда не быть "однобоким", слишком эмоциональным и сакраментальное – "факт священен". Следуя за новостями, объездил половину земного шара. Выходил в море на подводной лодке, летал на истребителе, участвовал в научных экспериментах и испытаниях новой техники, искал спрятанные в снегах секреты и следил за космическими стартами. Начал снимать в качестве автора специальные репортажи больше десяти лет назад. К сегодняшнему дню "в копилке" уже около сотни документальных работ. Сегодня Петр Любимов представляет свой взгляд на журналистику пережившую пандемию.
Дневники Дарьи Дытынко
Дневники Дарьи Дытынко
24.02.2021
С Дарьей Дытынко я познакомился в ходе мастер-класса, на одном из наших августовских форумов в Ялте. Многие, не выдержав слишком долгих разговоров о современном телевидении, тенденциях, блогерстве - ушли купаться. А Дарья, хоть и была с пляжной сумкой, все слушала и слушала кого-то из очень "именитых" спикеров. Кажется увлеклась, подумал я. И посмотрел на термометр. Жара, +30! Как член отборочной комиссии форума, я, конечно, видел её режиссерские работы. "Хорошо, когда канал федеральный, денег там не считают и можно придумывать любые командировки", пронеслось у меня тогда в голове. Ну, а почему бы не воспользоваться такой уникальной возможностью? Есть даже такое понятие, родилось оно, правда, не у нас - деловой туризм. И его никто не отменял. Действительно, география командировок Дарьи Дытынко впечатляет: исколесила всю страну вдоль и поперек! Впрочем, туризмом командировки в высокие широты, назвать трудно. Скорее испытание себя. Закалка журналистского характера. А характера Дарье, не занимать. Достаточно посмотреть ее фильмы. Каково же было мне, уже зимой, в Москве узнать, что Даша старательно ведет путевые дневники. Впечатления систематизирует и записывает. Хочется верить, что однажды режиссер и журналист опубликует свои записи. И читать их будет интересно всем, кто любит Россию. И это, я говорю, безо всякого пафоса, потому что сам, человек "командировочный", повидавший немало необыкновенных мест в разных уголках нашей родины. Предлагаем вашему вниманию отрывки из путевых дневников Дарьи Дытынко.
Поздравляем!
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
27.06.2021
Женщина, остановившая время
Женщина, остановившая время
23.01.2021
Сегодня, свой день рождения отмечает Человек и Меценат с большой буквы, человек, без которого Международный телекинофорум «Вместе» бы не состоялся. А если бы и состоялся, то неизвестно, как бы сложилась его судьба без бронзовых творений-призов, созданных мастерами объединения "ВЕЛЬ" под чутким и мудрым руководством Нины Николаевны Милюковой и переданных в дар Форуму. От всех участников, друзей телекинофорума, Нину Милюкову поздравляет Анна Михайловна Обозная: Вот уже 20 лет, Вы, уважаемая Нина Николаевна, вместе с нами, вместе с телекинофорумом! Нет смысла говорить, как прекрасны творения бронзовых дел мастеров. Словами это выразить невозможно. Надо один раз увидеть и влюбиться в эти настоящие шедевры, сделанные человеческими руками. Уважаемая Нина Николаевна, в день Вашего рождения примите низкий поклон от участников телекинофорума разных лет - всех, кто Вас знает, ценит и любит. Ваша кипучая энергия, жажда жизни, неутомимый труд во славу нашей Родины, снискали Вам, Нина Николаевна, уважение людей самых разных поколений, мастеров кино, голубого экрана. Дело, которому Вы посвятили всю свою жизнь, в буквальном смысле слова увековечено и отлито в бронзе на века. Вам благодарны наши лауреаты-победители за уникальные призы, которые напоминают им о Крыме и телекинофоруме. Вам аплодируют ялтинцы, гости курорта за памятники "Антон Чехов и дама с собачкой" и «Александр Ханжонков». Будьте здоровы, счастливы, любимы! И дай Вам Бог, дорогая Нина Николаевна, долгих лет! Ваша - Анна Обозная.