Где-то я Вас видел…

Счастлив художник, сумевший произнести новое слово в искусстве. Художник, которому удалось найти собственную нишу в забитой до отказа творческой сфере. Художник, получивший признание не только зрителей, но и – что гораздо сложнее – своих коллег.

Именно к таковым принадлежит кинорежиссёр, сценарист и продюсер Галина Евтушенко, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат премии Правительства Москвы в области литературы и искусства, лауреат Международной Пушкинской премии. В эти февральские дни, когда не верится, что Галине Евтушенко исполняется 65, она радует зрителей своими работами, Её творческих вечеров, в которых участвуют писатели и кинематографисты, с нетерпением ждут в Доме кино, где она вот уже более 15 лет ведёт свой авторский цикл «Кино и литература». Этот оазис, где бывают творческие люди всех поколений, удивляет свежестью разговоров и радостью встреч. Перед Галиной распахнуты двери музеев, например музеев Толстого и Пушкина на Пречистенке, музея-заповедника Ясная Поляна и многих других, где Галина частый гость.

Филолог по первому образованию, после окончания аспирантуры ВГИКа, уже защитив кандидатскую диссертацию как киновед, Галина не успокоилась, а пошла учиться на Высшие режиссёрские курсы. Она поступила в мастерскую Леонида Гуревича, известного педагога и её земляка – воронежца. Именно в этом прекрасном городе складывались традиции кинообразования публики, дававшие содержательные плоды. Не будет преувеличением сказать, что Галина не вошла, а ворвалась в кинематограф уже своей первой учебной работой «Где-то я Вас видел…». Зрители этой ленты наблюдали, как их кумир, любимец публики, красавец-актёр Геннадий Корольков сдаёт книги, собирает бутылки и работает в гардеробе того же театра, в котором сыграл на сцене 65 ролей. Пятиминутную картину сразу показали на актёрском фестивале «Созвездие». Тогдашний председатель жюри кинофестиваля грузинский актёр Кахи Кавсадзе поцеловал Галине руку за гуманистичность подхода к киноматериалу, за заботу о человеке. По сути, с этого фильмика и начался цикл передач «Чтобы помнили», привлекающий внимание не только к бедственному положению многих актёров в то время, но и к серьёзной проблеме «человека не на своём месте». Фильм Галины брал за душу, о нём говорили и спорили. Интересно, что и сейчас, по прошествии двадцати лет после создания, этот маленький шедевр не потерял своей актуальности, его часто можно увидеть на разных телеканалах.

Запомнилась Галина Евтушенко зрителю и своей дипломной работой «Вожди» на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Она сразу была удостоена номинации главной тогда кинематографической премии «Ника», а основатель Выборгского кинофестиваля Савва Кулиш, как только фильм был готов, пригласил его стать фильмом открытия своего кинофестиваля. Галина показала трёх великих актёров – Михаила Ульянова, Кирилла Лаврова и Юрия Каюрова, которые исполняли роли Ленина в кино, в переломный момент истории. Взгляды на роль и деятельность В.И. Ленина в то время менялись.

Очень интересно было увидеть в фильме людей, которые «играли в сказку», как сказал Михаил Ульянов, вспоминая о том, как воплощали на экране образ Ленина в советском кино. А может, и вправду знаменитые актёры ощущали себя вождями? Картина давала обширный материал для ответа на этот вопрос и звала к размышлению. Михаил Козаков и Георгий Жжёнов, да и другие знаменитые актёры и деятели нашей культуры и искусства яростно и много спорили об этой картине.

Хорошо помню премьеру фильма Галины про Николая Эрдмана и Ангелину Степанову. Зал ахнул: драматург полуопальный, любовь тайная, документальных материалов – кот наплакал. Тем не менее, обладая столь скудными «полуфабрикатами», режиссёр убедительно рассказала и о яркой любви, и об эпохе, в которой жили герои (в данном случае можно сказать без кавычек) картины.

Кстати, полное название фильма «Эрдман и Степанова: двойной портрет в интерьере эпохи». И этот «Двойной портрет.» стал визитной карточкой Галины Михайловны. Вместе со своим учителем сценаристом Львом Рошалем Галина создала ноу-хау: документальный сериал «Двойной портрет в интерьере эпохи». Первым фильмом этого цикла стала лента «Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд», сразу же номинированная на престижную отечественную кинопремию «Золотой орёл» и дважды показанная по Первому каналу. Фильм об Эрдмане и Степановой с волшебным голосом Вениамина Смехова многократно показывался по телеканалу «Культура». Материал картины был немедленно расхватан и до сих пор частенько используется в других картинах о великом драматурге. Это лишний раз подтверждает свежесть и новаторство в творчестве молодого тогда, а теперь маститого режиссёра Галины Евтушенко.

Благодаря «Двойному портрету…» перед зрителями прошла вереница известных деятелей культуры и литературы. Порой, казалось бы, неожиданных, и на первый взгляд, может быть, даже несопоставимых. Ну где Лев Толстой и где Дзига Вертов? Разве можно их объединить в одном даже и «двойном» портрете? Однако в фильме Галины Евтушенко Валерий Баринов, ведущий картину от лица друга и соратника Дзиги Вертова кинооператора Александра Лемберга, работает так, что оторваться от картины невозможно. «Лев Толстой и Илья Гинзбург», «Чехов и Левитан», «Эйзенштейн и Мейерхольд», «Толстой и Ганди». Всех их в первую очередь объединяет своя эпоха. Но и в других своих работах Галине удаётся создавать не менее удачные интерьеры эпохи. Она – режиссёр и продюсер двух игровых картин, действие которых также происходит в переломные моменты недавней российской истории – в августе 1991-го и октябре 1993 года. Из последних документальных лент – это фильм «Александровка», раскрывающий два века полноценной жизни русских солдат – певцов в специально построенной для них деревне Александровке, что в самом сердце Восточной Пруссии, в Потсдаме. Галина Евтушенко и её постоянный соавтор историк кино Виктор Листов недавно предложили публике ещё одну картину – «Неизвестный 1917-й». Картина о том, что русская жизнь сто лет назад не сводилась к гражданским противостояниям, перестрелкам, митингам и т.д. Россияне стремились жить мирно, созидательно. Фильм свидетельствует, что 1917 год не был паузой в благотворном поступательном развитии русской мысли, культуры, искусства и быта. Поддерживая традиции мейнстрима в документальном кино, Галина всегда сотрудничает с крупными актёрами. Среди тех, кто активно работал с ней за кадром, – Сергей Юрский, Константин Райкин, Юрий Беляев, Сергей Юшкевич, Александр Левенбук, Андрей Анкудинов, а в кадре – Александр Пороховщиков, Зоя Зелинская, Анатолий Васильев, Ярослав Бойко, Галина Бокашевская, Юрий Чернов.

В 2020 году фильм Галины Евтушенко «Антон Чехов и Исаак Левитан: двойной портрет в интерьере эпохи» стал номинантом кинопремии «Золотой орёл» как лучший документальный фильм года. Третьяковская галерея поддержала картину тем, что, пока было возможно, музей показывал её на своих экранах в разных корпусах.

На съёмочной площадке каждый режиссёр по определению является лидером. У Галины Михайловны это качество сохраняется в повседневной деятельности, в том числе и общественной. Сколько раз наблюдал за её активностью на кинофестивалях: Бердянск, Иваново, Благовещенск, Дели, Лейпциг. Благодаря своей неуёмной энергии, общительности, остроумию она всегда находится в центре внимания. Вдобавок, как у всякого настоящего режиссёра, у неё стальные нервы.

Галина много преподавала: в начале своей карьеры во ВГИКе, а потом больше 20 лет в РГГУ. Востребована она и за границей: её приглашали преподавать Болонский и римский (Ла Сапиенца) университеты, университет Олбани. Многие престижные институты и колледжи включили в свою программу по славистике фильмы Галины. Контакт со студентами и преподавателями всегда идеален и плодотворен. Всегда что-то рождается из этих контактов.

Многие фильмы Г. Евтушенко отмечены престижными кинопремиями. Но самая любимая – Международная Пушкинская премия, присуждаемая в Италии. Галина получила её за документальную дилогию «Пушкинская Италия». Режиссёр отмечает, что разделяет свой успех с авторами сценария Алексеем Букаловым и Виктором Листовым, актёром Алексеем Гуськовым, талантливо озвучившим картину. Но мы, благодарные зрители, понимаем, что без энергии и фантазии Галины Михайловны мы бы не наслаждались её высоким искусством. Горячо поздравляем автора, режиссёра и продюсера! Ждём с нетерпением её новых работ!

 

По материалам «Литературной газеты»

Текст: Александр Хорт

Фото: Пётр Колчин

Творческий киновечер
«Галина Евтушенко и ее герои» пройдет в Государственном музее А.С. Пушкина – Концертный зал

(Пречистенка, 12/2, ст. м. «Кропоткинская»)
25 февраля (четверг), 19:00

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Говорят участники
Журналист Петр Любимов: постковидное
Журналист Петр Любимов: постковидное
16.04.2021
Руководитель отдела специальных проектов/автор специальных репортажей Петр Любимов неоднократно становился финалистом и победителем творческих конкурсов телекинофорума. Работать на телевидении начал ещё во время учёбы на факультете журналистики МГУ. Первое место работы – РТР, потом ТВЦ. Службы информации ТВ-6, а потом НТВ дали незаменимый опыт в профессии – никогда не быть "однобоким", слишком эмоциональным и сакраментальное – "факт священен". Следуя за новостями, объездил половину земного шара. Выходил в море на подводной лодке, летал на истребителе, участвовал в научных экспериментах и испытаниях новой техники, искал спрятанные в снегах секреты и следил за космическими стартами. Начал снимать в качестве автора специальные репортажи больше десяти лет назад. К сегодняшнему дню "в копилке" уже около сотни документальных работ. Сегодня Петр Любимов представляет свой взгляд на журналистику пережившую пандемию.
Дневники Дарьи Дытынко
Дневники Дарьи Дытынко
24.02.2021
С Дарьей Дытынко я познакомился в ходе мастер-класса, на одном из наших августовских форумов в Ялте. Многие, не выдержав слишком долгих разговоров о современном телевидении, тенденциях, блогерстве - ушли купаться. А Дарья, хоть и была с пляжной сумкой, все слушала и слушала кого-то из очень "именитых" спикеров. Кажется увлеклась, подумал я. И посмотрел на термометр. Жара, +30! Как член отборочной комиссии форума, я, конечно, видел её режиссерские работы. "Хорошо, когда канал федеральный, денег там не считают и можно придумывать любые командировки", пронеслось у меня тогда в голове. Ну, а почему бы не воспользоваться такой уникальной возможностью? Есть даже такое понятие, родилось оно, правда, не у нас - деловой туризм. И его никто не отменял. Действительно, география командировок Дарьи Дытынко впечатляет: исколесила всю страну вдоль и поперек! Впрочем, туризмом командировки в высокие широты, назвать трудно. Скорее испытание себя. Закалка журналистского характера. А характера Дарье, не занимать. Достаточно посмотреть ее фильмы. Каково же было мне, уже зимой, в Москве узнать, что Даша старательно ведет путевые дневники. Впечатления систематизирует и записывает. Хочется верить, что однажды режиссер и журналист опубликует свои записи. И читать их будет интересно всем, кто любит Россию. И это, я говорю, безо всякого пафоса, потому что сам, человек "командировочный", повидавший немало необыкновенных мест в разных уголках нашей родины. Предлагаем вашему вниманию отрывки из путевых дневников Дарьи Дытынко.
Поздравляем!
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
27.06.2021
Женщина, остановившая время
Женщина, остановившая время
23.01.2021
Сегодня, свой день рождения отмечает Человек и Меценат с большой буквы, человек, без которого Международный телекинофорум «Вместе» бы не состоялся. А если бы и состоялся, то неизвестно, как бы сложилась его судьба без бронзовых творений-призов, созданных мастерами объединения "ВЕЛЬ" под чутким и мудрым руководством Нины Николаевны Милюковой и переданных в дар Форуму. От всех участников, друзей телекинофорума, Нину Милюкову поздравляет Анна Михайловна Обозная: Вот уже 20 лет, Вы, уважаемая Нина Николаевна, вместе с нами, вместе с телекинофорумом! Нет смысла говорить, как прекрасны творения бронзовых дел мастеров. Словами это выразить невозможно. Надо один раз увидеть и влюбиться в эти настоящие шедевры, сделанные человеческими руками. Уважаемая Нина Николаевна, в день Вашего рождения примите низкий поклон от участников телекинофорума разных лет - всех, кто Вас знает, ценит и любит. Ваша кипучая энергия, жажда жизни, неутомимый труд во славу нашей Родины, снискали Вам, Нина Николаевна, уважение людей самых разных поколений, мастеров кино, голубого экрана. Дело, которому Вы посвятили всю свою жизнь, в буквальном смысле слова увековечено и отлито в бронзе на века. Вам благодарны наши лауреаты-победители за уникальные призы, которые напоминают им о Крыме и телекинофоруме. Вам аплодируют ялтинцы, гости курорта за памятники "Антон Чехов и дама с собачкой" и «Александр Ханжонков». Будьте здоровы, счастливы, любимы! И дай Вам Бог, дорогая Нина Николаевна, долгих лет! Ваша - Анна Обозная.