Где-то я Вас видел…

Счастлив художник, сумевший произнести новое слово в искусстве. Художник, которому удалось найти собственную нишу в забитой до отказа творческой сфере. Художник, получивший признание не только зрителей, но и – что гораздо сложнее – своих коллег.

Именно к таковым принадлежит кинорежиссёр, сценарист и продюсер Галина Евтушенко, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат премии Правительства Москвы в области литературы и искусства, лауреат Международной Пушкинской премии. В эти февральские дни, когда не верится, что Галине Евтушенко исполняется 65, она радует зрителей своими работами, Её творческих вечеров, в которых участвуют писатели и кинематографисты, с нетерпением ждут в Доме кино, где она вот уже более 15 лет ведёт свой авторский цикл «Кино и литература». Этот оазис, где бывают творческие люди всех поколений, удивляет свежестью разговоров и радостью встреч. Перед Галиной распахнуты двери музеев, например музеев Толстого и Пушкина на Пречистенке, музея-заповедника Ясная Поляна и многих других, где Галина частый гость.

Филолог по первому образованию, после окончания аспирантуры ВГИКа, уже защитив кандидатскую диссертацию как киновед, Галина не успокоилась, а пошла учиться на Высшие режиссёрские курсы. Она поступила в мастерскую Леонида Гуревича, известного педагога и её земляка – воронежца. Именно в этом прекрасном городе складывались традиции кинообразования публики, дававшие содержательные плоды. Не будет преувеличением сказать, что Галина не вошла, а ворвалась в кинематограф уже своей первой учебной работой «Где-то я Вас видел…». Зрители этой ленты наблюдали, как их кумир, любимец публики, красавец-актёр Геннадий Корольков сдаёт книги, собирает бутылки и работает в гардеробе того же театра, в котором сыграл на сцене 65 ролей. Пятиминутную картину сразу показали на актёрском фестивале «Созвездие». Тогдашний председатель жюри кинофестиваля грузинский актёр Кахи Кавсадзе поцеловал Галине руку за гуманистичность подхода к киноматериалу, за заботу о человеке. По сути, с этого фильмика и начался цикл передач «Чтобы помнили», привлекающий внимание не только к бедственному положению многих актёров в то время, но и к серьёзной проблеме «человека не на своём месте». Фильм Галины брал за душу, о нём говорили и спорили. Интересно, что и сейчас, по прошествии двадцати лет после создания, этот маленький шедевр не потерял своей актуальности, его часто можно увидеть на разных телеканалах.

Запомнилась Галина Евтушенко зрителю и своей дипломной работой «Вожди» на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Она сразу была удостоена номинации главной тогда кинематографической премии «Ника», а основатель Выборгского кинофестиваля Савва Кулиш, как только фильм был готов, пригласил его стать фильмом открытия своего кинофестиваля. Галина показала трёх великих актёров – Михаила Ульянова, Кирилла Лаврова и Юрия Каюрова, которые исполняли роли Ленина в кино, в переломный момент истории. Взгляды на роль и деятельность В.И. Ленина в то время менялись.

Очень интересно было увидеть в фильме людей, которые «играли в сказку», как сказал Михаил Ульянов, вспоминая о том, как воплощали на экране образ Ленина в советском кино. А может, и вправду знаменитые актёры ощущали себя вождями? Картина давала обширный материал для ответа на этот вопрос и звала к размышлению. Михаил Козаков и Георгий Жжёнов, да и другие знаменитые актёры и деятели нашей культуры и искусства яростно и много спорили об этой картине.

Хорошо помню премьеру фильма Галины про Николая Эрдмана и Ангелину Степанову. Зал ахнул: драматург полуопальный, любовь тайная, документальных материалов – кот наплакал. Тем не менее, обладая столь скудными «полуфабрикатами», режиссёр убедительно рассказала и о яркой любви, и об эпохе, в которой жили герои (в данном случае можно сказать без кавычек) картины.

Кстати, полное название фильма «Эрдман и Степанова: двойной портрет в интерьере эпохи». И этот «Двойной портрет.» стал визитной карточкой Галины Михайловны. Вместе со своим учителем сценаристом Львом Рошалем Галина создала ноу-хау: документальный сериал «Двойной портрет в интерьере эпохи». Первым фильмом этого цикла стала лента «Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд», сразу же номинированная на престижную отечественную кинопремию «Золотой орёл» и дважды показанная по Первому каналу. Фильм об Эрдмане и Степановой с волшебным голосом Вениамина Смехова многократно показывался по телеканалу «Культура». Материал картины был немедленно расхватан и до сих пор частенько используется в других картинах о великом драматурге. Это лишний раз подтверждает свежесть и новаторство в творчестве молодого тогда, а теперь маститого режиссёра Галины Евтушенко.

Благодаря «Двойному портрету…» перед зрителями прошла вереница известных деятелей культуры и литературы. Порой, казалось бы, неожиданных, и на первый взгляд, может быть, даже несопоставимых. Ну где Лев Толстой и где Дзига Вертов? Разве можно их объединить в одном даже и «двойном» портрете? Однако в фильме Галины Евтушенко Валерий Баринов, ведущий картину от лица друга и соратника Дзиги Вертова кинооператора Александра Лемберга, работает так, что оторваться от картины невозможно. «Лев Толстой и Илья Гинзбург», «Чехов и Левитан», «Эйзенштейн и Мейерхольд», «Толстой и Ганди». Всех их в первую очередь объединяет своя эпоха. Но и в других своих работах Галине удаётся создавать не менее удачные интерьеры эпохи. Она – режиссёр и продюсер двух игровых картин, действие которых также происходит в переломные моменты недавней российской истории – в августе 1991-го и октябре 1993 года. Из последних документальных лент – это фильм «Александровка», раскрывающий два века полноценной жизни русских солдат – певцов в специально построенной для них деревне Александровке, что в самом сердце Восточной Пруссии, в Потсдаме. Галина Евтушенко и её постоянный соавтор историк кино Виктор Листов недавно предложили публике ещё одну картину – «Неизвестный 1917-й». Картина о том, что русская жизнь сто лет назад не сводилась к гражданским противостояниям, перестрелкам, митингам и т.д. Россияне стремились жить мирно, созидательно. Фильм свидетельствует, что 1917 год не был паузой в благотворном поступательном развитии русской мысли, культуры, искусства и быта. Поддерживая традиции мейнстрима в документальном кино, Галина всегда сотрудничает с крупными актёрами. Среди тех, кто активно работал с ней за кадром, – Сергей Юрский, Константин Райкин, Юрий Беляев, Сергей Юшкевич, Александр Левенбук, Андрей Анкудинов, а в кадре – Александр Пороховщиков, Зоя Зелинская, Анатолий Васильев, Ярослав Бойко, Галина Бокашевская, Юрий Чернов.

В 2020 году фильм Галины Евтушенко «Антон Чехов и Исаак Левитан: двойной портрет в интерьере эпохи» стал номинантом кинопремии «Золотой орёл» как лучший документальный фильм года. Третьяковская галерея поддержала картину тем, что, пока было возможно, музей показывал её на своих экранах в разных корпусах.

На съёмочной площадке каждый режиссёр по определению является лидером. У Галины Михайловны это качество сохраняется в повседневной деятельности, в том числе и общественной. Сколько раз наблюдал за её активностью на кинофестивалях: Бердянск, Иваново, Благовещенск, Дели, Лейпциг. Благодаря своей неуёмной энергии, общительности, остроумию она всегда находится в центре внимания. Вдобавок, как у всякого настоящего режиссёра, у неё стальные нервы.

Галина много преподавала: в начале своей карьеры во ВГИКе, а потом больше 20 лет в РГГУ. Востребована она и за границей: её приглашали преподавать Болонский и римский (Ла Сапиенца) университеты, университет Олбани. Многие престижные институты и колледжи включили в свою программу по славистике фильмы Галины. Контакт со студентами и преподавателями всегда идеален и плодотворен. Всегда что-то рождается из этих контактов.

Многие фильмы Г. Евтушенко отмечены престижными кинопремиями. Но самая любимая – Международная Пушкинская премия, присуждаемая в Италии. Галина получила её за документальную дилогию «Пушкинская Италия». Режиссёр отмечает, что разделяет свой успех с авторами сценария Алексеем Букаловым и Виктором Листовым, актёром Алексеем Гуськовым, талантливо озвучившим картину. Но мы, благодарные зрители, понимаем, что без энергии и фантазии Галины Михайловны мы бы не наслаждались её высоким искусством. Горячо поздравляем автора, режиссёра и продюсера! Ждём с нетерпением её новых работ!

 

По материалам «Литературной газеты»

Текст: Александр Хорт

Фото: Пётр Колчин

Творческий киновечер
«Галина Евтушенко и ее герои» пройдет в Государственном музее А.С. Пушкина – Концертный зал

(Пречистенка, 12/2, ст. м. «Кропоткинская»)
25 февраля (четверг), 19:00

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Говорят участники
Журналист Петр Любимов: постковидное
Журналист Петр Любимов: постковидное
16.04.2021
Руководитель отдела специальных проектов/автор специальных репортажей Петр Любимов неоднократно становился финалистом и победителем творческих конкурсов телекинофорума. Работать на телевидении начал ещё во время учёбы на факультете журналистики МГУ. Первое место работы – РТР, потом ТВЦ. Службы информации ТВ-6, а потом НТВ дали незаменимый опыт в профессии – никогда не быть "однобоким", слишком эмоциональным и сакраментальное – "факт священен". Следуя за новостями, объездил половину земного шара. Выходил в море на подводной лодке, летал на истребителе, участвовал в научных экспериментах и испытаниях новой техники, искал спрятанные в снегах секреты и следил за космическими стартами. Начал снимать в качестве автора специальные репортажи больше десяти лет назад. К сегодняшнему дню "в копилке" уже около сотни документальных работ. Сегодня Петр Любимов представляет свой взгляд на журналистику пережившую пандемию.
Дневники Дарьи Дытынко
Дневники Дарьи Дытынко
24.02.2021
С Дарьей Дытынко я познакомился в ходе мастер-класса, на одном из наших августовских форумов в Ялте. Многие, не выдержав слишком долгих разговоров о современном телевидении, тенденциях, блогерстве - ушли купаться. А Дарья, хоть и была с пляжной сумкой, все слушала и слушала кого-то из очень "именитых" спикеров. Кажется увлеклась, подумал я. И посмотрел на термометр. Жара, +30! Как член отборочной комиссии форума, я, конечно, видел её режиссерские работы. "Хорошо, когда канал федеральный, денег там не считают и можно придумывать любые командировки", пронеслось у меня тогда в голове. Ну, а почему бы не воспользоваться такой уникальной возможностью? Есть даже такое понятие, родилось оно, правда, не у нас - деловой туризм. И его никто не отменял. Действительно, география командировок Дарьи Дытынко впечатляет: исколесила всю страну вдоль и поперек! Впрочем, туризмом командировки в высокие широты, назвать трудно. Скорее испытание себя. Закалка журналистского характера. А характера Дарье, не занимать. Достаточно посмотреть ее фильмы. Каково же было мне, уже зимой, в Москве узнать, что Даша старательно ведет путевые дневники. Впечатления систематизирует и записывает. Хочется верить, что однажды режиссер и журналист опубликует свои записи. И читать их будет интересно всем, кто любит Россию. И это, я говорю, безо всякого пафоса, потому что сам, человек "командировочный", повидавший немало необыкновенных мест в разных уголках нашей родины. Предлагаем вашему вниманию отрывки из путевых дневников Дарьи Дытынко.
Поздравляем!
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
27.06.2021