Как снимали капитуляцию Германии

Эти воспоминания были напечатаны в журнале «Советский экран» в 1980 году.
А кадры взяты из документального фильма Юлия Райзмана «Берлин», вышедшего в 1945 году.



Мне повезло стать очевидцем подписания акта о капитуляции гитлеровской Германии в ночь с восьмого на девятое мая 1945 года в предместье Берлина, Карлсхорсте, в здании бывшего Инженерного училища.

В те дни мы, большая группа кинематографистов, работали над документальной лентой о падении Берлина. Уже было ясно, что кульминацией нашего фильма станет подписание акта, исторический момент, которого мы с таким нетерпением ждали. Ждали и верили тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей. И этот день наступил.
С утра 8 мая на Темпельгофском аэродроме группа операторов снимала прибытие представителей союзного командования.


Наша группа ожидала в Карлсхорсте, в сером двухэтажном доме с четырехгранными колоннами и черепичной крышей, окруженном садом. Раньше здесь размещалась столовая училища. Небольшое помещение едва могло вместить всех желающих стать свидетелями исторического события. Вспоминаю, сколько знакомых кинематографических лиц встретил я тогда, каждый стремился всеми правдами и неправдами попасть сюда, и ни у кого не хватало смелости отказать кому-либо. Ведь многие из них прошли путь от Москвы до Берлина.
…Офицеры в который раз инструктировали нас, сообщали протокол процедуры, строго предупреждали о соблюдении порядка.
Еще с утра мы внимательно осмотрели все помещение, выяснили возможности съемки, условия освещения. День выдался ярким, солнечным, большие окна ярко сияли, и мы решили, что обойдёмся без дополнительного освещения.
Предполагалось, что подписание состоится в середине дня.


Между тем уже прибыли делегации с аэродрома, уже прошли все назначенные сроки, а начало церемонии всё откладывалось. Стало темнеть, и тут мы не на шутку встревожились. Кто-то вспомнил, что в бывшей рейхсканцелярии есть осветительная аппаратура. Немедленно послали туда машину, и через час, который показался вечностью, в зале прибавилось ещё шесть «пятисоток»…

Неожиданно появился генерал-полковник Малинин. Увидев в зале наше «кинематографическое хозяйство», он пришёл в ярость и потребовал немедленно все убрать, а лишних удалится. Не знаю, откуда взялась смелость, но мы не оробели, не растерялись и стали просить, умолять, убеждать. Говорили, что это необходимо для истории, для потомков, для всего человечества. Малинин сдался.
Около полуночи вспыхнули люстры, дверь открылась и в зал вошли представители Советского командования, руководители делегаций союзных государств с многочисленной свитой, целая толпа советских и иностранных журналистов. Кресла, стоящие под национальными флагами СССР, США, Великобритании, Франции, заняли Жуков, Спаатс, Теддер, Делатр де Тассиньи.


В тишине зала чётко звучит знаменитая жуковская фраза: — Пригласите в зал представителей немецкого главного командования.


Дежурные офицеры распахнули двустворчатую дверь, и на её пороге появились Кейтель, Фридебург, Штумпф. Впереди шёл Кейтель, он ещё пытался сохранить внешнее достоинство, но это ему удавалось с трудом.
В тишине зала словно приказ прозвучали слова Жукова: «Предлагаю немецкой делегации подойти сюда, к столу, — и движением руки председательствующий показал путь, который должны были пройти немцы от своих мест к главному столу. — Здесь вы подпишете акт о безоговорочной капитуляции Германии!»
Кейтель встал, взял со стола свой жезл и направился в сторону стола президиума, чтобы подписать акт.
И тут началось что-то невообразимое: буквально все хроникёры ринулись за ним, возникла страшная толчея, каждый, кто держал в эти минуты кино- или фотокамеры, стремился пробраться поближе к столу. Снимать, снимать любой ценой!


Помню, как Роман Кармен, совершенно больной, с перевязанным горлом, держа перед собой тяжелый аппарат «Дебри» на штативе, буквально протаранил им толпу корреспондентов и прорвался-таки к столу. А Борису Дементьеву каким-то чудом удалось проскочить за стол президиума и снимать оттуда, с обратной точки.

На часах 43 минуты. Акт подписан. Все бросились поздравлять друг друга.


…В самый разгар банкета меня пригласили к Г. К. Жукову. Не скрою, переволновался я тогда здорово: боялся, что влетит мне за операторскую свалку. Но маршал лишь улыбнулся и спросил, всё ли удалось снять. «Старались», — ответил я коротко. «Это очень важно для истории», — заметил Г. К. Жуков, и по выражению лица я понял, что он доволен.

…Мы вышли во двор. Над Берлином брезжил рассвет. В то утро все для нас слилось воедино: счастье, гордость, слава, горечь страданий от невиданных, страшных утрат.
Навсегда останется в моей памяти — это утро 9 мая 1945 года. Утро, которое я встретил в Берлине.




И ещё один штрих.
В 2000 году, в фильм Владимира Меньшова «Зависть богов» я впервые услышал историю, что, войдя в тот зал и увидев французскую делегацию, Кейтель сказал: «Как? Мы и французам проиграли?»
Ещё через два года по «Культуре» шли воспоминания кинодраматуга Анатолия Гребнева, автора сценариев к последним фильмам Райзмана. И он говорил и про 1945 год, тогда я и узнал, что Юлий Яковлевич был инициатором той исторической съёмки, настоял, убедил командующих. Ведь тот «Советский экран» в школьные годы я не прочёл.
В последнем фильме Райзмана «Время желаний» в главной роли снималась Вера Алентова. Вполне логично предположить, что Меньшов слышал эту историю от самого Райзмана. В «Зависти богов» её рассказывает отец героини Алентовой.


Вот такая история про Францию.
Больших флагов в зале, как видим, три, но подписей держав-победительниц — четыре.
… А ещё мне в этих воспоминаниях нравится про «операторскую свалку».
Журналистские нравы не меняются!



Юлий Райзман, кинорежиссёр, сценарист, педагог, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда ,лауреат многих Государственных премий, призёр многих фестивалей. Его фильмы — «Машенька», «Поезд идёт на восток», «Коммунист», «А если это любовь?», «Частная жизнь». Первый лауреат премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство».

Пресс-служба МТКФ «Вместе по материалам журнала Советский экран. 1980. № 9. Юлий Райзман. Май. 1945 год. (Воспоминания об участии в съёмках подписания акта о капитуляции Германии)

Говорят участники
Журналист Петр Любимов: постковидное
Журналист Петр Любимов: постковидное
16.04.2021
Руководитель отдела специальных проектов/автор специальных репортажей Петр Любимов неоднократно становился финалистом и победителем творческих конкурсов телекинофорума. Работать на телевидении начал ещё во время учёбы на факультете журналистики МГУ. Первое место работы – РТР, потом ТВЦ. Службы информации ТВ-6, а потом НТВ дали незаменимый опыт в профессии – никогда не быть "однобоким", слишком эмоциональным и сакраментальное – "факт священен". Следуя за новостями, объездил половину земного шара. Выходил в море на подводной лодке, летал на истребителе, участвовал в научных экспериментах и испытаниях новой техники, искал спрятанные в снегах секреты и следил за космическими стартами. Начал снимать в качестве автора специальные репортажи больше десяти лет назад. К сегодняшнему дню "в копилке" уже около сотни документальных работ. Сегодня Петр Любимов представляет свой взгляд на журналистику пережившую пандемию.
Дневники Дарьи Дытынко
Дневники Дарьи Дытынко
24.02.2021
С Дарьей Дытынко я познакомился в ходе мастер-класса, на одном из наших августовских форумов в Ялте. Многие, не выдержав слишком долгих разговоров о современном телевидении, тенденциях, блогерстве - ушли купаться. А Дарья, хоть и была с пляжной сумкой, все слушала и слушала кого-то из очень "именитых" спикеров. Кажется увлеклась, подумал я. И посмотрел на термометр. Жара, +30! Как член отборочной комиссии форума, я, конечно, видел её режиссерские работы. "Хорошо, когда канал федеральный, денег там не считают и можно придумывать любые командировки", пронеслось у меня тогда в голове. Ну, а почему бы не воспользоваться такой уникальной возможностью? Есть даже такое понятие, родилось оно, правда, не у нас - деловой туризм. И его никто не отменял. Действительно, география командировок Дарьи Дытынко впечатляет: исколесила всю страну вдоль и поперек! Впрочем, туризмом командировки в высокие широты, назвать трудно. Скорее испытание себя. Закалка журналистского характера. А характера Дарье, не занимать. Достаточно посмотреть ее фильмы. Каково же было мне, уже зимой, в Москве узнать, что Даша старательно ведет путевые дневники. Впечатления систематизирует и записывает. Хочется верить, что однажды режиссер и журналист опубликует свои записи. И читать их будет интересно всем, кто любит Россию. И это, я говорю, безо всякого пафоса, потому что сам, человек "командировочный", повидавший немало необыкновенных мест в разных уголках нашей родины. Предлагаем вашему вниманию отрывки из путевых дневников Дарьи Дытынко.
Поздравляем!
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
27.06.2021