ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Всеволод Николаевич Шиловский родился 3 июня 1938 года. Его отец имел два высших образования, вначале он окончил консерваторию, затем – Военно-инженерную академию. После рождения Севы отца назначили на новую должность – он стал директором завода. Война стала тяжелым испытанием для этой семьи. Отец ушел на фронт, мама устроилась работать на авиамоторный завод. Это предприятие эвакуировали в Казань, сотрудники завода, их семьи тоже отправились в эвакуацию.
О карьере актера мальчик мечтал с раннего детства. Как только семья снова вернулась в столицу, Сева сразу же записался в драматический кружок, работавший при Доме пионеров. Именно здесь он делает свои первые шаги в освоении актерского мастерства. Когда юноша стал выпускником средней школы, он уже твердо знал, в каком ВУЗе продолжит свое образование. Вскоре в списках студентов, поступивших в Школу-студию МХАТ, появилась фамилия Всеволода Шиловского. Молодого человека зачислили в мастерскую Александра Карева. В 1961 году Всеволод окончил театральный ВУЗ.
ТЕАТР
Талантливого выпускника без промедления пригласили в труппу МХАТа. В спектакле «Женитьба Фигаро» начинающему актеру доверили играть Керубино. Совсем скоро режиссер Василий Орлов утвердил Шиловского на роль в постановке «На дне». На тот момент Всеволоду исполнилось 26 лет, ему предстояло создать на сцене образ 66-летнего Костылёва. Орлов, оценив талант Шиловского, нисколько не сомневался в его успехе. Так и вышло, никто из зрителей даже не подозревал, что пожилого человека на сцене представляет молодой красавец Шиловский.
На подмостки МХАТа Всеволод Шиловский будет выходить целую четверть века. Этот театр был невероятно дорог ему, здесь он состоялся как актер и режиссер. Режиссура всегда привлекала Всеволода Николаевича, он стал заниматься ею после окончания ВУЗа. Кроме участия в спектаклях, молодой человек преподавал в Школе-студии МХАТ. Его первый спектакль «Медея», поставленный силами студентов, очень понравился известному режиссеру Виктору Станицыну. С помощью этого мэтра Шиловский состоялся как режиссер.
На сцене МХАТа режиссер Шиловский поставил немало спектаклей, среди которых – «Мятеж», «Волоколамское шоссе», «Сладкоголосая птица юности» и многие другие. Эти постановки очень нравились театралам.
Биография киноактера Шиловского началась с фильма «Наш дом». Здесь он сыграл маленькую роль, создал образ пассажира. Затем были небольшие роли в кинолентах «Кремлевские куранты», «Поэма о топоре», «Случай из следственной практики». В этот период, с 1965 по 1980 год, актер активно занимался театральной работой, успешно сочетая ее с ролями в кино. Но самих ролей было немного, чаще всего они были эпизодическими, либо ролями второго плана.
В 80-е годы Шиловский стал очень много и активно сниматься в кино. Он утверждает, что занятость в кинематографе буквально спасла его от творческой и физической гибели. Когда МХАТ развалился, Шиловский очень переживал по этому поводу, а занятость в кино помогла ему оставаться на плаву. В этот период Всеволод представлял собой вполне сформировавшегося, опытного и очень востребованного актера. Он представал перед зрителями в самых разных амплуа. Играл алкоголиков, опустившихся личностей, композиторов, партийных функционеров, венценосных особ, представителей правоохранительных органов, бизнесменов. И все свои роли Шиловский выполняет просто блестяще, зрители верили этому актеру.
В картине «Апелляция» он играет Пастухова, секретаря райкома. Партнерами актера в этом фильме выступали звезды отечественного кино Всеволод Санаев, Вячеслав Тихонов. Этого актера в свои фильмы часто приглашал режиссер Петр Тодоровский. Шиловскому достались роли в «Интердевочке», «Военно-полевом романе», «Любимой женщине механика Гаврилова». Это были роли второго плана, но Всеволод сыграл их так, что они навсегда запомнились зрителям. Все три героя – абсолютно разные люди, и каждому из них зритель верит от начала и до конца.
В фильме «Интердевочка» актер играл Николая Платоновича, отца Тани Зайцевой. Это совершенно деградировавший человек, опустившийся алкоголик, вызывающий только отвращение. В том, что его дочь загубила свою душу, стала проституткой, есть огромная доля его вины. А пока он успевает «стричь купоны» с этой самой дочери, которой никогда не помогал ни добрым словом, ни рублем. Актер нашел свое место и в новом веке. Он играет в сериалах «Ростов-папа», «Каменская», «Марш Турецкого». Он создает образы отвратительных негодяев, мерзавцев, криминальных авторитетов. Среди его работ есть и позитивные герои, их можно увидеть в фильмах «Смеситель», «Родственный обмен», «Лучший город земли».
РЕЖИССЕРСКИЕ РАБОТЫ
Шиловский снял один из первых советских сериалов – киноленту «День за днём». Здесь играли Нина Сазонова, Вячеслав Невинный, Евгений Лазарев. После этого была картина «В одном микрорайоне» с Леонидом Броневым, Николаем Караченцовым, Марисом Лиепой. Сниматься у Шиловского было престижно. В фильме «Миллион в брачной корзине» он собрал еще одну звездную компанию – Михаила Ширвиндта, Ларису Удовиченко, Софико Чиаурели.
Главного героя нашумевшей картины «Кодекс бесчестия» сыграл Вячеслав Тихонов. В основе этого фильма – реальная история валютных махинаций, которые осуществляли партийные бонзы. Некоторые фильмы режиссера Шиловского вошли в золотой фонд российского кинематографа. Это «Приговор», «Блуждающие звезды», «Люди и тени. Секреты кукольного театра». Главного героя последнего фильма сыграл сам Шиловский, и как всегда, был очень достоверным и убедительным.
ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ
- 1965 — Наш дом
- 1977 — Следствие ведут ЗнаТоКи. «Любой ценой»
- 1981 — Бедная Маша
- 1982 — Голос
- 1983 — Военно-полевой роман
- 1983 — Торпедоносцы
- 1985 — Грядущему веку
- 1986 — Ягуар
- 1988 — Жизнь Клима Самгина
- 1988 — Узник замка Иф
- 1989 — Интердевочка
- 1991 — Линия смерти
- 2000—2001 — Дальнобойщики
- 2003 — Другая жизнь
- 2003 — Чёрная метка
- 2007 — Жизнь врасплох
- 2008 — Я не я
- 2010 — Жила-была одна баба
- 2014 — Чудотворец
- 2016 — Любовь и Сакс
РЕЖИССЕР
- 1971 — День за днём
- 1976 — В одном микрорайоне
- 1985 — Миллион в брачной корзине
- 1990 — Аферисты
- 1991 — Блуждающие звёзды
- 1991 — Линия смерти
- 1993 — Кодекс бесчестия
- 2001 — Люди и тени. Секреты кукольного театра
- 2004 — Не все кошки серы
- 2006 — Полиция Хоккайдо. Русский отдел
Пресс-служба МТКФ «Вместе» по материалам СМИ