Это интервью с Александром Беликовым было опубликовано в газете «Мир новостей» 24 августа 2009 года. Но и спустя годы размышления классика отечественной журналистики остаются актуальными. Предлагаем вашему вниманию вспомнить, как это было…
В сентябре Международный телекинофорум “Вместе” в 11-й раз соберет в Ялте актеров, режиссеров и звезд эстрады. За эти годы форум нашел немало друзей и сумел занять свое особое место в культурном пространстве. “Вместе” — единственный фестиваль, который присуждает призы и за телепередачи, и за игровые телефильмы. Бессменный директор Александр Беликов посетил “МН”, чтобы поговорить об особенностях современного ТВ и ценности человеческого общения.
— Одиннадцать лет — большой срок. Какое, на ваш взгляд, самое главное достижение форума за это время?
— Отвечу без пафоса. То, что мы прирастаем новыми именами и расширяем географию. Ведь для чего создавался телекинофорум. Вспомним то время, 1999 год, излом тысячелетия. За 10 неполных лет бывшие союзные республики возвели мощные железобетонные госграницы. Тогда модно было говорить не просто “Армения” или “Азербайджан”, а “суверенная Армения”, “суверенный Азербайджан”. Людям по разные стороны этих границ элементарно нужно было общаться, чему и должен был служить форум. Впрочем, СНГ мы решили не ограничиваться. Первый же форум собрал 17 стран, где 40% было из так называемого дальнего зарубежья. В этом году таких уже половина. Но ядро фестиваля — это по-прежнему Россия, Белоруссия и Украина. Беда телевидения других стран СНГ в том, что новым государствам часто нечего выставить на конкурсы — нет достойного продукта. А причина не только в нехватке средств, но и в отсутствии подходящих людей — творческая интеллигенция из многих стран поуезжала.
— Столицей форума с самого начала стала Ялта. Почему именно она?
— Ялта — это советский Голливуд. Ялта — это Александр Ханжонков, создатель российской киноиндустрии и основатель Ялтинской киностудии. Ведь официальное рождение отечественного кино связано с фильмом “Оборона Севастополя”, который в ноябре 1911 года показали Николаю II в Ливадийском дворце. Это одна из причин, по которой мы проводим мероприятия именно там. Потом, именно в Ливадийском дворце закладывались основы ООН. Лидеры трех стран собрались в Ялте в феврале 1945-го, а уже в апреле учредили ООН. То есть все проговорили именно в Ливадии. Третья причина: Ялта — это литературная Мекка. Ведь в основе всего слово, в особенности в основе телевидения.
— А что происходит со словом в нашем нынешнем телевидении, есть ли у него хорошая литературная основа?
— Главная слабость большинства фильмов — в сценарии. Часто очень скучные диалоги. И я смотрю, уже перекочевали с американского экрана идиомы — например, это постоянное “ты в порядке?”. Еще лет 12 назад другие слова находили. Словарь беднейший. Ведь язык у героя должен быть разнообразным. Если он представляет академика, то это один язык, а если учителя, то другой. А то в сериалах мелькают учителя с лексическим запасом из 15 слов.
— Вы с Пороховщиковым согласны? Он пишет: засилье дилетантов — сценаристов, артистов…
— Есть такое ощущение. Но замечательно, что маститые актеры во время съемок учат молодых актеров. Рассказывали мне такой случай. Один заслуженный артист СССР сидит в автобусе, читает сценарий. К нему подходит режиссер: “Зачем читаешь, вот же твой кусок”. То есть он даже не понимает, зачем это нужно сценарий целиком читать. Другая проблема — длинноты, бич подавляющего большинства телепродукции. Есть фильмы из восьми серий, сделать четыре — блестящее будет кино. А так нет динамики, конфликта. И все оттого, что за восемь серий платят больше денег, чем за четыре. У героя фильма тоже вместо глаз доллары. Какое-то сплошное поклонение золотому тельцу. И режиссер раз за разом показывает красивую жизнь. А вот чем сегодня живет 15-летний мальчишка или девчонка, не показывает. Если у него появляется подросток, то это либо наркоман какой-то, либо сексуальный урод.
— Куда, на ваш взгляд, движется телевидение?
— Я никогда не был согласен с постулатом, что телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности. Если с экрана будет звучать 999 раз “ты дурак”, то в тысячный раз ты сам скажешь “да, дурак”. Все-таки должен быть сильный герой, толковый, с характером. Но его обычно нет. Чаще всего нам показывают классический любовный треугольник, закрученные лихо сюжеты с погонями, бесконечными поездками по зарубежным странам. Причем людей, которые объявлены в федеральный розыск, а они свободно улетают в Саудовскую Аравию. И так все запутывается, что зритель иногда даже не понимает, что же произошло.
В том, что изначально должно делать ТВ, а именно просвещать людей, игровые фильмы мало поднялись. Но есть имена сильные, которые могут развиваться. Я бы назвал кинорежиссера Юсупа Разыкова, заслуженного деятеля искусств Узбекистана, но он давным-давно уже в Москве. В этом году он представил нам фильм “Пират и Пиратка”, где главные роли исполняют Сергей Шакуров и Наталья Удомлина.
— Расскажите еще о новых именах.
— В самом деле, замечательно, что к нам обращаются люди из маленьких городов — Волжска, например. Или белорусский городок Лида, откуда местная телерадиокомпания прислала нам свою передачу, и та, кстати, прошла отборочный тур. Тамбов прислал замечательный короткий фильм по Чехову, по рассказу “Спать хочется”. У нас ведь в этом году 150-летие этого великого русского писателя. И мы посвящаем ему специальный круглый стол. Или телепрограмма, на мой взгляд, совершенно поразительная из Новоуральска. Документальный фильм рассказывает о летчике-истребителе с 16 боевыми орденами и медалями, который сразу же после войны поступил в один из театральных вузов страны и до сих пор работает на театральной сцене. И автор этого проекта попросила, чтобы кроме конкурсанта (по правилам приезжает только конкурсант) мы пригласили этого 83-летнего фронтовика Александра Васильевича. Он к нам обязательно приедет.
— Ближайший форум посвящается 65-летию Победы. Будет какая-то особая номинация?
— Мы открыли специально в обоих наших конкурсах (телепередач и игровых фильмов) по две номинации. Одна называется “Победители”, другая — “Мы — наследники Победы”. Многие коллективы творческие в них участвуют. Например, программа “Время”, документальные фильмы второго канала. И, что замечательно, я не увидел там таких тем, как, скажем, “штрафбаты выиграли войну”. Или “да у нас перед войной было больше техники, чем Германия располагала”. Идет объективный рассказ, интересный. О полководце Черняховском, который в 39 лет, как известно, погиб, или о маршале Жукове.
Хороший фильм Виктора Ганопольского “Моя Нормандия”. Он отыскал участника этого авиаполка “Нормандия-Неман”. Они ж уходят, фронтовики…
Или аналогичная работа тележурналиста из Нью-Йорка. Фильм называется “Вот такие пироги”, тоже про ветеранов. Смотрите, и Алма-Ата, и Нью-Йорк, и Израиль — эта тема везде присутствует. Жалко, что меньше работ из Азербайджана, Армении, Молдавии, Грузии.
— Значит, с документальными фильмами все обстоит неплохо?
— Документальный фильм за последнее время действительно поднялся. В этом жанре очень сильно работают второй канал, Первый канал, компании “Телефильм” и “Цивилизация”. То, что делает “Цивилизация”, стоит особняком. Они просвещают людей, но делают это очень просто, ясно, открывают новые имена, которые не на слуху, людей, о которых ничего не знаем, а они на самом деле национальное достояние. Поднимается сильно специальный репортаж. Но мало работ в номинации “Детские и юношеские программы”. Хорошие научно-популярные и познавательные фильмы. Мало политических шоу и вообще достойных ток-шоу поступает. Я могу судить на основе тех работ, которые приходят к нам на конкурс, а у нас по регламенту требуется, чтобы телепрограмма или фильм прошли на экране, причем в течение последнего года.
— В общем, форум позволяет следить за всеми тенденциями современного ТВ?
— Форум — это прежде всего пространство для общения. У нас очень насыщенная программа. Мы сделали все, чтобы у номинантов постоянно был выбор: пойти на этот круглый стол, или поучаствовать в дискуссии после информационного просмотра, или отправиться общаться с журналистами, или пойти в кинозал посмотреть новую ленту. В том числе неконкурсную. Кстати, в этом году вне конкурса будут и художественные фильмы. Например, “Для начинающих любить” Людмилы Гладунко. Или совместный фильм Азербайджана и Франции, где режиссер и сценарист Рустам Ибрагимбеков, кстати, не раз входивший в наше жюри. С первого же форума мы отошли от классической церемонии проведения открытия. Мы “разбавляем” все это выступлениями мастеров эстрады. Причем не только профессиональными певцами, а еще и любимыми актерами, которые поют. А часто оказывается, что коллеги и не знают, что они поют. Например, про Юрия Назарова или Василия Ланового. Кроме того, мы что-то такое выдумываем, чтобы люди могли общаться в неформальной обстановке. Например, рыбалка в открытом море. Или футбольный матч традиционных сборных команд телекинофорума и правительства Крыма. Причем от правительства в команду входят премьер, ну уж точно парочка первых вице-премьеров. А у нас Николай Николаевич Дроздов, по левому — Пороховщиков, полузащита — Сергей Маховиков. Гардемарин из Питера Шевельков. За исключением позапрошлого года, когда мы выиграли 6:4, у нас ничья.
— А кто все это спонсирует?
— В разные годы спонсорами были Михаил Гуцериев, тогда Славнефть, чуть позже — Руснефть, потом Норникель и Северсталь. А когда стало совсем трудно, помог московский предприниматель Сергей Михайлов. В том числе дал деньги на сооружение скульптурной композиции “Антон Чехов и дама с собачкой”. В прошлом году впервые участвовало в финансировании Министерство культуры России. Это небольшая, но очень ощутимая поддержка. А в этом году участвует Федеральное агентство “Россотрудничество”.
Сейчас наши титульные спонсоры — компания “Апексмед”, экспериментальное художественно-производственное объединение “Вель”, предприниматель из Москвы Зиновий Остафийчук, строительная компания “Миллениум Груп”.
Много мелких спонсоров: кто-то $10 тыс. даст, кто-то — $15 тыс. Все-таки неприятно ходить по миру с протянутой рукой и убеждать, для чего это нужно. А форум, если не говорить красивые слова о “мостах” и “интеграции культур”, нужен для общения. Люди просто стосковались по общению. Мы никогда никого не приглашали только за медийность. У нас все участники работать приезжают. И сами участвуют в дискуссиях или в жюри работают. Нашим артистам и режиссерам есть что сказать друг другу. Те, кто у нас побывал, обязательно пытаются попасть снова. Еще только отшумел — звонят, спрашивают: а как там следующий?
Беседовал — Артем Высоцкий, член Союза журналистов РФ