Над Ялтой взошло «Медное солнце»

Церемония открытия телекинофорума была торжественной и красивой. Фото автора

Сериал с Владимиром Машковым победил на телекинофоруме «Вместе»

Большой фестиваль кино и телевидения прошел в Крыму уже в девятнадцатый раз. Его учредили еще в 2000-м году Союз журналистов России, киноконцерн «Мосфильм», Международная конфедерация союзов кинематографистов стран СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии. Организатором, идейным вдохновителем форума был известный журналист и политик, председатель Госдумы Геннадий Селезнев. Геннадий Николаевич несколько лет назад ушел из жизни, а легендарный телекинофорум «Вместе» не просто достойно пережил крутые виражи истории, но и стал культурным достоянием Крыма.

За эти годы гостями телекинофорума и Ялты побывали крупнейшие мастера российского, мирового экрана. Благодаря фестивалю на улицах «южной столицы Крыма» появились скульптурная композиция «Антон Чехов и дама с собачкой», памятник предпринимателю, сценаристу, режиссеру Александру Ханжонкову – одному из пионеров российского кино. Их передали в дар городу постоянные участники форума, известные скульпторы Геннадий и Федор Паршины.

Теперь эти скульптурные композиции стали излюбленным местом паломничества туристов. Редко кто из отдыхающих уезжает из Ялты, не сделав снимки на этом впечатляющем фоне. Да и сам телекинофорум стартует с неизменного в последние годы ритуала – с возложения цветов к подножию бронзового Чехова. Поклониться гению мировой литературы в этот раз пришли глава Союза журналистов России Владимир Соловьев, председатель оргкомитета форума Всеволод Богданов, народные артисты России Сергей Никоненко, Александр Михайлов, Бедрос Киркоров, десятки звезд кино, ТВ, эстрады.

Открытие смотра прошло в концертном зале «Юбилейный», который оказался заполнен публикой до отказа. И это несмотря на погожий сентябрьский вечер. А дальше телекинофорум щедро выплеснулся на улицы и площади города. Телевизионные передачи и фильмы можно было увидеть (причем бесплатно) в кинотеатре IMAX-Сатурн, на набережной Ялты, где был установлен большой экран с отличной проекцией, в зале «Звездный» гостиницы Ялта-Интурист. Наконец, в Гуманитарно-педагогической академии, куда авторы лент приезжали со своим работами и обсуждали их (подчас весьма бурно) вместе со студентами и преподавателями.

Фестивальная неделя включила в себя не только просмотры фильмов, но и множество самых разнообразных событий. В том числе кинодесант в Севастополь, где мастера искусств побывали на боевых кораблях, а потом дали вдохновенный концерт для моряков Черноморского флота. Посещение дома-музея Чехова, известного под названием Белая дача, которой в дни проведения фестиваля исполнилось 120 лет. Футбольный поединок между командами Совета Министров Республики Крым и звездами фестиваля, ведомыми в бой уже упомянутым Сергеем Никоненко. Концерт известной немецкой скрипачки Анны Агре, заворожившей публику. Творческий вечер генерального директора форума Анатолия Усова, который оказался еще и литератором, автором десятка поэтических сборников…

Сергей Никоненко ведет в бой футбольную дружину

Словом, участникам форума скучать не приходилось. Артисты еле успевали отправляться в путь по разным адресам. И только члены двух жюри во главе с писателем Юрием Поляковым (игровое кино и сериалы) и журналистом, деканом Высшей школы телевидения МГУ Виталием Третьяковым (документальные телефильмы и передачи), по сути, не видели ни солнца, ни моря, ни прелестей похорошевшей за последние годы Ялты. Они днями напролет сидели у экранов. Ведь на форум было представлено более 100 работ из 15 стран мира, в том числе из Армении, Аргентины, Белоруссии, Германии, Ирана, Испании, Индии, Израиля, Португалии, Польши, Словакии, Сербии, Эстонии и, само собой, России. И все это множество сериалов, фильмов, репортажей, публицистических программ надо было посмотреть, обсудить и дать им профессиональную оценку.

– Работать было интересно, – поделился своими соображениями по итогам фестиваля Юрий Поляков. – Конкурс отразил как сильные, так и слабые стороны текущего художественного процесса. В ряде фильмов, сериалов чувствуется не преодоленная, увы, слабость литературной основы. По картинке видно, что в фильм закачаны большие деньги, он выразительно снят оператором, в нем заняты отличные актеры, а сценарий хлипкий. Получается, что построено дорогое здание с роскошной лепниной, витиеватыми балюстрадами, но стоит оно на проседающем фундаменте…

Виталий Третьяков, в свою очередь, посетовал на то, что настоящее документальное кино вытесняется из телеэфира, а на смену ему приходят непомерно растянутые телерепортажи. Проблемой конкурса он назвал и невысокий уровень зарубежных работ, которые заметно проигрывают отечественным передачам и фильмам.

Но в целом уровень программы ялтинского форума оказался достойным. Председателям жюри пришлось даже обратиться в оргкомитет с просьбой учредить ряд специальных призов сверх существующего регламента, что, на мой взгляд, было некоторым перебором. В итоге в игровом конкурсе звание лучшей актрисы поделили Дарья Урсуляк, сыгравшая яркие роли в фильме «Солдатик» и сериале «Гурзуф», и Елена Цыплакова, украсившая своим появлением сериал «Шаг в бездну». Лучшим режиссером был назван Мурад Алиев, постановщик сериала «Пустыня». Лучшим сценаристом стал Дмитрий Каралис, автор литературной основы фильма «Коридор бессмертия». С призами уехали также авторы фильма «Молодое вино», сериалов «Рисунки дождем», «Разоблачение единорога», «Динозавр»…

Елена Цыплакова получила приз за лучшую женскую роль

А Гран-при телекинофорума завоевал сериал «Медное солнце» в режиссуре Карена Оганесяна, воскрешающий драматичную страницу нашей недавней истории, когда рушился казавшийся незыблемым Советский Союз. В телефильме, который был произведен и показан на канале НТВ, есть и сюжетное напряжение, и социальная боль, и глубокий психологизм, и блестящие актерские работы, не случайно исполнитель главной роли Владимир Машков был удостоен также приза за лучшую мужскую роль.

В документальном конкурсе небольшие региональные телестудии соревновались с крупными телеканалами – НТВ, ТВЦ, «МИР», и зачастую выглядели не хуже, а то и лучше своих именитых конкурентов. У меня нет возможности в рамках газетной публикации назвать всех лауреатов (их очень много) этого важного конкурса. Скажу только, что Гран-при жюри присудило фильму со странным и смешным, на первый взгляд, названием «Хештег Клюквахайп» (Самара). Но смешного в фильме оказалось мало…

Он рассказывает о жизни 14-летней Тани и ее мамы Лены, которые живут в деревне Ручьевая на… 450 рублей в месяц. Столько выделяет государство семье в качестве детского пособия. Работы в селе нет никакой, зато есть огород, а в здешних лесах в изобилии растет клюква. Для Тани и ее мамы это единственный способ выжить. За сезон они собирают и продают клюквы на 50 тысяч рублей, и этот скудный заработок надо как-то растянуть на целый год…

Горький и человечный, правдивый и пронзительный фильм Дениса Берестова сегодня трудно представить на федеральных каналах, которые умело строят на экране потемкинские деревни. Хорошо, что этой страстной картине дал путевку в жизнь такой представительный смотр, как международный ялтинский телекинофорум «Вместе».

Говорят участники
Журналист Петр Любимов: постковидное
Журналист Петр Любимов: постковидное
16.04.2021
Руководитель отдела специальных проектов/автор специальных репортажей Петр Любимов неоднократно становился финалистом и победителем творческих конкурсов телекинофорума. Работать на телевидении начал ещё во время учёбы на факультете журналистики МГУ. Первое место работы – РТР, потом ТВЦ. Службы информации ТВ-6, а потом НТВ дали незаменимый опыт в профессии – никогда не быть "однобоким", слишком эмоциональным и сакраментальное – "факт священен". Следуя за новостями, объездил половину земного шара. Выходил в море на подводной лодке, летал на истребителе, участвовал в научных экспериментах и испытаниях новой техники, искал спрятанные в снегах секреты и следил за космическими стартами. Начал снимать в качестве автора специальные репортажи больше десяти лет назад. К сегодняшнему дню "в копилке" уже около сотни документальных работ. Сегодня Петр Любимов представляет свой взгляд на журналистику пережившую пандемию.
Дневники Дарьи Дытынко
Дневники Дарьи Дытынко
24.02.2021
С Дарьей Дытынко я познакомился в ходе мастер-класса, на одном из наших августовских форумов в Ялте. Многие, не выдержав слишком долгих разговоров о современном телевидении, тенденциях, блогерстве - ушли купаться. А Дарья, хоть и была с пляжной сумкой, все слушала и слушала кого-то из очень "именитых" спикеров. Кажется увлеклась, подумал я. И посмотрел на термометр. Жара, +30! Как член отборочной комиссии форума, я, конечно, видел её режиссерские работы. "Хорошо, когда канал федеральный, денег там не считают и можно придумывать любые командировки", пронеслось у меня тогда в голове. Ну, а почему бы не воспользоваться такой уникальной возможностью? Есть даже такое понятие, родилось оно, правда, не у нас - деловой туризм. И его никто не отменял. Действительно, география командировок Дарьи Дытынко впечатляет: исколесила всю страну вдоль и поперек! Впрочем, туризмом командировки в высокие широты, назвать трудно. Скорее испытание себя. Закалка журналистского характера. А характера Дарье, не занимать. Достаточно посмотреть ее фильмы. Каково же было мне, уже зимой, в Москве узнать, что Даша старательно ведет путевые дневники. Впечатления систематизирует и записывает. Хочется верить, что однажды режиссер и журналист опубликует свои записи. И читать их будет интересно всем, кто любит Россию. И это, я говорю, безо всякого пафоса, потому что сам, человек "командировочный", повидавший немало необыкновенных мест в разных уголках нашей родины. Предлагаем вашему вниманию отрывки из путевых дневников Дарьи Дытынко.
Поздравляем!
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
27.06.2021