В начале церемонии выступил помощник президента РФ Владимир Мединский – уже в девятый раз таким образом дающий старт ММКФ, но впервые – именно в этой должности. Он зачитал приветственное слово от президента РФ Владимира Путина. «Отрадно, что непростая эпидемиологическая ситуация не смогла помешать вам встретиться в Москве и, как и прежде, пообщаться в теплой, неформальной обстановке, обменяться творческими планами и замыслами, а главное, познакомиться с новыми работами российских и зарубежных режиссеров, актеров, сценаристов, художников. Ведь Московский фестиваль по праву славится замечательными традициями гостеприимства и радушия, богатой и насыщенной программой, в которой представлены фильмы самых разных жанров, школ и направлений. И конечно, фестиваль всегда зажигает новые звезды и дарит всем неожиданные и приятные сюрпризы», – отметил в своем приветствии глава государства.
2 октября 2020 года состоялась пресс-конференция жюри документального конкурса 42-го Московского международного кинофестиваля. В пресс-конференции приняли участие председатель жюри, российский оператор Юрий Ермолин, американский режиссер Митчелл Джонсон и датский продюсер Анна Кенке, которая принимает участие в ММКФ в режиме онлайн. «Смотреть кино – для меня удовольствие и наслаждение. Московский кинофестиваль дает мне возможность остановиться на неделю, посмотреть новое кино, понять, куда я сам бегу, увидеть мировые тренды и сориентироваться, где я сам нахожусь», – отметил Юрий Ермолин. Один из самых востребованных в российском неигровом кино операторов, как и другие члены жюри, изначально свою жизнь с документалистикой не связывали. Ермолин при этом вырос в киношной семье – его отец помогал делать техническую базу для Красноярского телевидения. Однако сразу после школы Ермолин поступить во ВГИК не мог – тогда требовался жизненный и профессиональный опыт, поэтому он сначала отучился на лингвиста. Митчелл Джонсон – из семьи юристов и должен был пойти по стопам родителей, хотя интересовался музыкой, но в какой-то момент выбрал в качестве дополнительного курса историю кино и в тот момент решил посвятить себя этой профессии. «В последнее время я сам снимаю кино, монтирую, занимаюсь музыкой, поэтому не было возможности посмотреть много фильмов, потому что я занят. А здесь наконец-то на фестивале будет такая возможность. Я не кинокритик, но постараюсь проанализировать фильмы и понять их через призму своего опыта, чтобы быть достойным членом жюри этого конкурса, а затем уже заново посмотреть на свои собственные работы», – подчеркнул Митчелл Джонсон. Анна Кенке – один из самых известных в мире продюсеров неигрового кино. Она, например, работала над картиной «Акт убийства» Джошуа Опенхаймера, а в программах ММКФ за последние 10лет участвовала семь раз. На нынешнем смотре во внеконкурсной секции «Свободная мысль» представлен ее новый продюсерский проект – «А это время на земле» Карла Ольсона. «Я с нетерпением жду возможности посмотреть все фильмы конкурсной программы. Только удивлена, что во всех девяти фильмах режиссеры – мужчины, и только в одном сорежиссер – женщина», – отметила Кенке.
Новую документальную картину Андрея Кончаловского «Человек неунывающий» также включили в конкурсную программу документального кино. Все знают день и час, с которого началась Оттепель, но когда и чем она закончилась – историки и искусствоведы спорят. Ранняя точка – 1962-й, когда Хрущев, разочаровавшись в свободе, разогнал выставку в Манеже. Это стало знаковым публичным событием, непубличное было гораздо страшней – новочеркасский расстрел, который Андрей Кончаловский только что актуализировал в «Дорогих товарищах». Поздняя точка – уже после Хрущева, когда события в Чехословакии заставляют советские власти окончательно «задраить люки», прежде всего, в искусстве. По крайней мере, кинематографическая витрина Оттепели – хуциевский «Июльский дождь» – это 1967-й. В том же году Андрей Кончаловский снимает картину «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», она до того раздражает киношное начальство, что ее отправляют на полку. Раздражает «пессимизм», а новаторство просто пугает: молодой режиссер дал слово народу. В фильме минимум профессиональных артистов, а жители волжского села рассказывают перед камерой всё, что считают нужным. Про тяжелую жизнь. Про войну. Про лагерь после войны – хотя после слабины с Солженицыным лагерную тему уже закрыли. «Сыну подарок вез. Шахматы. Приехал… Жена молчит, и я молчу. Нечего сказать. Ну, буквально нечего сказать. Выпил. Христос пошел по жилам». Прошло 27 лет. Кончаловский, успешный режиссер с голливудской карьерой, возвращается к тому же приему и даже называет это продолжением истории Аси. И хотя «Курочка Ряба» более традиционный игровой фильм, жителям волжского села в нем опять дан голос. И, хотя запрещать уже некому, фильм опять раздражает многих. Новая Ася превозносит застой и хает новую фермерскую реальность: тогда это вызывало реакцию в духе «Россия, ты одурела», а теперь мы понимаем, что всё так и было – и реальные настроения людей тогда выковали ту эпоху, в которой мы оказались сейчас. Прошло 27 лет. Кончаловский, русский классик и триумфатор Венецианских фестивалей, снимает «Человек неунывающий» – фильм, в котором игровая часть изъята совсем. Остался только голос народа. Причем, в перебивках между восьмью новеллами этот голос десятков людей смонтирован в единое высказывание. Режиссер здесь как бог, который ничем не выдает своего присутствия – ни вопросами к героям, ни голосом за кадром. Его главный месседж читается из без этого, и уже напрямую проговаривается в конце, субтитрами на фоне волжских же просторов: 89% людей в России считают себя счастливыми. И перед этим – цифры: сколько живут за чертой бедности и измордованы кредитами. Эта горькая нота рождается не сразу, но постепенно занимает зрителя всё сильнее. Поначалу тема тяжелой жизни как бы табуирована. На это настраивает и подбор героев – молодой продвинутый учитель, весело разбирающий советский хлам в школе; смешливая фельдшер, знающая цену своему ежедневному подвигу; айтишник, строящий «деревню программистов»; шукшинского склада видеоблогер, он же сборщик металлолома… Монтажные «единые высказывания» рождают тексты о национальном оптимизме почти в американском стиле, а нежелание героев говорить о трудностях особенно видимо в первой новелле. Многодетная семья в сибирской деревне, дети забавно болтают на камеру, взрослые глухо обсуждают свои дела на заднем плане и не обращаются к зрителю ни с чем. Камертон всего фильма – краткий эпизод, где жена фермера вдруг всплакнула – у ее мужа рак в последней стадии, – но тут же спохватилась: «Ой, плакать же нельзя. Все будет хорошо». Это почти дословно повторяет известное стихотворение Семена Липкина, в котором рефреном – «Враг отступает. Мы победили. Думать не надо. Плакать нельзя».
Пресс-служба МТКФ «Вместе»