Как устроены кинофестивали

Со времени появления самого кинематографа вставал вопрос о качественной оценке фильмов и работы отдельных членов съёмочной группы. Один из объективных показателей успеха кинофильма — это кассовый сбор с проката. Когда зрители голосуют покупкой билетов — это безусловная оценка качества фильма. Но считать этот показатель единственно верным было бы ошибкой. Ведь все фильмы изначально находятся в разных условиях: одни широко разрекламированы и анонсированы, для других даже не изготовляется качественных афиш; одни фильмы блещут именами звёзд с афиши — другие делаются начинающими кинематографистами, которым не по карману приглашение звезды. Есть ещё целый ряд психологических факторов, которые влияют на финансовые показатели фильма. Кроме того, условия проката во всех странах разные, поэтому сопоставить сбор фильма в разных странах бывает трудно. Очевидно, что и национальные и культурные особенности могут влиять на популярность фильма. А помимо всего, сбор с проката может оценить лишь успех фильма в целом, но не вклад отдельных членов съёмочной группы. Для решения указанных проблем оценки кино, в мире регулярно проводится множество кинофестивалей, разыгрывается множество кинопремий. Кинофестивали призваны продемонстрировать современные веяния в кинематографе, избрать лучшие фильмы года, оценить работу членов съёмочных групп. Кинопремии (например, Оскар) в отличие от кинофестивалей, не сопровождаются публичными показами фильмов-номинантов, но их задачи те же. Конечно, никакой кинофестиваль не может претендовать на объективность оценок, оценки фильмов на кинофестивалях сугубо субъективны. Но фестивалей очень много, и у каждого фестиваля со временем складывается своя особая репутация, выделяются направления киноискусства особо поощряемые (или не поощряемые) данным кинофестивалем. Есть также жанровые кинофестивали. Таким образом, у любителя кино, имеющего свои жанровые или стилистические предпочтения, всегда есть возможность найти «свой» кинофестиваль — и по его итогам ориентироваться в фильмах текущего года. Фестивалей, связанных с кино, в настоящее время очень много, например, в одном Париже их около тысячи восьмисот. ММКФ официально входит в группу фестивалей так называемого класса «А» (хотя официально такое обозначение отменено). Сейчас их стало пятнадцать. Они официально утверждаются Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF ). Печать FIAPF нужна для благонадежности фестиваля, она означает, что фестиваль следует определённым правилам, не показывает фильмы больше количества раз, согласованных с продюсерами, имеет не менее двенадцати фильмов в основном конкурсе, все картины в обязательном порядке показываются на языке страны с английским субтитрами. Вообще, существуют довольно жёсткие условия проведения такого мероприятия. Фестиваль должен быть поддержан национальной продюсерской ассоциацией и на страну такого высокого уровня он может быть только один. И, конечно, фестивали класса «А» — всегда международные. Три основных фестиваля, которые знают все — это Канны, Берлин и Венеция. Потом идёт группа из пяти фестивалей: в Москве, в Карловых Варах (Чехия), в Сан-С :)стьяне (Испания), в Локарно (Швейцария) и в Монреале (Канада). Итак, на сегодняшний день аккредитацию FIAPF имеют 15 международных конкурсных кинофестивалей игровых фильмов: Берлинский кинофестиваль, Каннский кинофестиваль, Шанхайский кинофестиваль, Московский кинофестиваль, Кинофестиваль в Карловых Варах, Кинофестиваль в Локарно, Монреальский кинофестиваль, Венецианский кинофестиваль, Сан-С:)стьянский кинофестиваль, Варшавский кинофестиваль, Кинофестиваль в Токио, Кинофестиваль в Мар-дель-Плата, Каирский кинофестиваль, Индийский международный кинофестиваль, Кинофестиваль PÖFF в Таллинне. Национальные фестивали — совершенно другая категория, к ним, например, относятся Кинотавр, фестиваль в Выборге, Киношок. У нас их довольно много. Бывает национальный фестиваль с международной программой, например, «Сандэнс». Вообще, американские фестивали не нуждаются в чьём бы то ни было утверждении для того, чтобы существовать — настолько все рвутся в Америку, чтобы показать свои картины. Во многих странах случаются конфликты между новыми и старыми фестивалями. Яркий пример — Италия, там фестиваль в Венеции, существующий с 32-го года конфликтует с недавно возникшим фестивалем в Риме. Аналогичная ситуация сложилась в Китае между фестивалем в Шанхае, официально принадлежащим к группе «А», и недавно созданным фестивалем в Пекине. Следующая категория — это специализированные фестивали. Например, «Послание к человеку» — фестиваль документального кино. Важный критерий для фестивалей класса «А» — они не должны быть специализированными. Но среди специализированных и национальных есть такие, которые по своему значению находятся на том же уровне. Например, фестиваль в Торонто. Он вообще находится на втором месте после Канн. Он более влиятельный, чем принадлежащий к классу «А» фестиваль в Монреале. В Роттердаме проходит серьёзный фестиваль молодого экспериментального кино. Там — конкурс первых и вторых фильмов, то есть режиссёрских дебютов, и большая внеконкурсная программа. Влиятельный анимационный фестиваль проходит во французском городе Анси. А для короткометражных фильмов — во французском городе Клермон-Ферране. Или фестиваль в маленьком городке Теллуриде (Колорадо, США), с изысканно-эстетской программой, включающей и картины, которые потом будут выдвигаться на «Оскар». У всех фестивалей есть свои кризисы и периоды подъёма. Но, если массовый кинематограф ориентируется на запросы аудитории, то арт-хаусное кино следует разным модам, которые создаются как раз на фестивалях. Постепенно развилась мода на китайское кино. В 80-х годах на материковом Китае, где раньше раз в пять лет делался один фильм, стало делаться сто пятьдесят четыре фильма в год. Произошел скачок китайского кино, и оно стало очень модным. Потом из Китая и Гонконга внимание притянул Тайвань. Затем произошёл японский экономический бум, и японский кинематограф вновь занял определённое место. После — Корея, благодаря фестивалю в Пусане (Бусане), стала явлением мирового класса. На него не приезжают ведущие зарубежные кинокритики: для них на этом фестивале нет ничего нового, свежего — ничего такого, о чем можно писать для своих изданий. На авторитетном сайте www.theauteurs.com, позволяющем легально смотреть онлайн за небольшие деньги лучшие фильмы всех времен (один из учредителей сайта — Мартин Скорсезе), Московский кинофестиваль вообще не упоминается. На букву «М» там значится фестиваль в Мельбурне. Участие фильмов в основной конкурсной программе ведущих кинофестивалей мира — это уже показатель качественного кино, и я всегда с удовольствием смотрю их. Очень редко бывает так, что участник одного из ведущих кинофестивалей является продуктом, скажем так, не всегда лучшего качества. Можно не соглашаться с идеей фильма или художественными приемами, выбранными его авторами, но качество фильма, актерской игры, режиссуры и прочих факторов у конкурсных фильмов, как правило, на высоте. Логика отбора фильмов в конкурсные программы, выбора победителей понятна: новизна, актуальность, глубина идеи, оригинальные и интересные художественные приемы, яркая и талантливая актерская игра. В то время как номинанты и победители Оскара нередко отбираются по каким-то совершенно смутным критериям. Оскар, по большому счету, это мейнстрим, т.е. то, что уже давным давно признано другими, стало популярным и осталось только вручить им приз. Хотя иногда встречаются исключения, но очень редко. Например, Мартин Скорсезе первый раз получил приз в Каннах еще в 1976 году за «Таксиста». А потом его еще не раз отмечали на фестивалях разного уровня. В то время как Оскар ему наконец-то вручили в 2007 году за «Отступников» — фильм, сюжет которого практически полностью слизан с «Двойной рокировки», прекрасного гонконгского кино 2002 года. Братья Коэны впервые получили приз в Каннах за «Бартона Финка» в 1991 году, первый Оскар за сценарий в 1997 году («Фарго»), а уж Оскар за лучший фильм только в 2008 году за «Старикам здесь не место». И что? До этого ни у Скорсезе, ни у Коэнов не было хороших фильмов? Да были, конечно. И это были замечательные фильмы. Но их обходили на Оскаре не только призами, но и номинациями. Безусловно, это одна из самых престижных кинонаград в мире. Но ориентироваться на то, что раз дали Оскара, значит, это шедевр, нельзя. Тут уже как повезет: может победить хорошее кино, а может — посредственное, в отличие от кинофестивалей  Big Five.

Пресс-служба МТКФ «Вместе» по материалам печати

Говорят участники
Журналист Петр Любимов: постковидное
Журналист Петр Любимов: постковидное
16.04.2021
Руководитель отдела специальных проектов/автор специальных репортажей Петр Любимов неоднократно становился финалистом и победителем творческих конкурсов телекинофорума. Работать на телевидении начал ещё во время учёбы на факультете журналистики МГУ. Первое место работы – РТР, потом ТВЦ. Службы информации ТВ-6, а потом НТВ дали незаменимый опыт в профессии – никогда не быть "однобоким", слишком эмоциональным и сакраментальное – "факт священен". Следуя за новостями, объездил половину земного шара. Выходил в море на подводной лодке, летал на истребителе, участвовал в научных экспериментах и испытаниях новой техники, искал спрятанные в снегах секреты и следил за космическими стартами. Начал снимать в качестве автора специальные репортажи больше десяти лет назад. К сегодняшнему дню "в копилке" уже около сотни документальных работ. Сегодня Петр Любимов представляет свой взгляд на журналистику пережившую пандемию.
Дневники Дарьи Дытынко
Дневники Дарьи Дытынко
24.02.2021
С Дарьей Дытынко я познакомился в ходе мастер-класса, на одном из наших августовских форумов в Ялте. Многие, не выдержав слишком долгих разговоров о современном телевидении, тенденциях, блогерстве - ушли купаться. А Дарья, хоть и была с пляжной сумкой, все слушала и слушала кого-то из очень "именитых" спикеров. Кажется увлеклась, подумал я. И посмотрел на термометр. Жара, +30! Как член отборочной комиссии форума, я, конечно, видел её режиссерские работы. "Хорошо, когда канал федеральный, денег там не считают и можно придумывать любые командировки", пронеслось у меня тогда в голове. Ну, а почему бы не воспользоваться такой уникальной возможностью? Есть даже такое понятие, родилось оно, правда, не у нас - деловой туризм. И его никто не отменял. Действительно, география командировок Дарьи Дытынко впечатляет: исколесила всю страну вдоль и поперек! Впрочем, туризмом командировки в высокие широты, назвать трудно. Скорее испытание себя. Закалка журналистского характера. А характера Дарье, не занимать. Достаточно посмотреть ее фильмы. Каково же было мне, уже зимой, в Москве узнать, что Даша старательно ведет путевые дневники. Впечатления систематизирует и записывает. Хочется верить, что однажды режиссер и журналист опубликует свои записи. И читать их будет интересно всем, кто любит Россию. И это, я говорю, безо всякого пафоса, потому что сам, человек "командировочный", повидавший немало необыкновенных мест в разных уголках нашей родины. Предлагаем вашему вниманию отрывки из путевых дневников Дарьи Дытынко.
Поздравляем!
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
Александр Беликов: «Телевидение — зеркало действительности. Оно обязано участвовать в формировании личности»
27.06.2021