14 июня народному артисту России Александру Потапову исполнилось 73 года. Александр Сергеевич – ведущий актер Малого театра, профессор Щепкинского театрального института, а также активный участник движения за дружбу между славянскими народами. В течение 15 лет Потапов проводит культурные акции в Ялте и Севастополе в рамках Международного телекинофорума «Вместе». В прошлом году он выступил с инициативой о выделении бюджетных мест в Щепкинском театральном институте для артистически одаренной молодежи Крыма. Юрий Соломин не только поддержал это начинание, но и командировал в Крым художественного руководителя курса профессора Бориса Клюева для поиска талантов. С «Трибуной» Александр Потапов делится мыслями о настоящем и будущем русского театра, о развитии отношение между Россией и Украиной, а также рассказывает о своих учениках – будущих мастерах сцены и звездах кино.
— Александр Сергеевич, я была свидетелем того, как на пресс-конференции телекинофорума «Вместе» в Москве вы объявили о том, что «Щепка» выделит бюджетные места для ребят из Крыма? Замечу, что это было в прошлом году?
— Разумеется, бюджетные места именно для студентов из Крыма Щепкинский театральный институт выделил. Сам хотел набирать специальный курс молодежи Крыма, но у меня много сил и времени забирает нынешний курс под руководством Юрия Соломина. Борис Клюев, который набирает мастерскую в этом году, лично ездил в Крым и отобрал там только пятерых человек для обучения. Хотя была договоренность с министром культуры Крыма, и с руководством крымских театров о помощи в организации просмотра молодежи, но, по словам Бориса Клюева, эта организация была на очень низком уровне. Щепкинский институт готов был подготовить гораздо больше артистов для театров Крыма, но, увы. Возможно, пока в Крыму не до юных артистов!
— 11 июня в Москве проходил митинг в поддержку мирного населения Донбасса и Луганской Народной Республики. Наверняка, у вас есть мнение по поводу того, — быть ли Новороссии как государственному объединению или не быть?
— В Щепкинском училище у меня был сокурсник из Киева – Дмитрий Миргородский. Кстати, его отец был заместителем министра Лесного хозяйства Украины. Когда Дима выпивал, он начинал одну и ту же речь: «Вы – москали, нас грабите, а у нас все есть – море есть, золото есть, а вы нас грабите». На что я ему говорил: «Дима, ты женат на русской женщине, твоя дочь наполовину русская, в Москве ты получил хорошее образование, зачем же ты так?» Со студенческой скамьи я начал понимать и ощущать, что существует украинский национализм, и это страшное явление. Жена у меня была из Западной Украины, и там я сталкивался с национализмом?! Дружба народов «а-ля СССР» была возможна только при жесткой дисциплине. На мой взгляд, украинцы избалованы многолетней опекой России и Советского Союза, причем сильно избалованы! Россия много вкладывала средств, сил в Новороссию – и в царское время, и в советское. В Новороссии жили русские люди, и они строили города, заводы, школы, работали там…
— Как вы расцениваете передачу Крыма Украине 19 февраля 1954 года? Хрущев, которому принадлежит эта идея, — ваш герой в кино?
— Никиту Хрущева я сыграл в двух фильмах «Чудо» Александра Прошкина и «Жуков» Алексея Пиманова, а скоро буду играть еще раз уже в новой картине. Мое мнение: отдать народ в другую ментальность, с другим языком, хотя вроде и близким, но другим, — большая ошибка. В Крыму я отдыхаю уже 20 лет, и неоднократно бывал там с гастролями, творческими вечерами, и видел, что вытворяли власти Киева в Крыму. А Хрущева я имел возможность лицезреть в жизни, когда он пришел в Малый театр на спектакль «Честность». Видел близко – сидел в его ложе вместе с Верой Николаевной Пашенной. Хотя мне тогда было чуть больше 20 лет, но свои впечатления помню хорошо. Неприятным человеком был Хрущев – жестоким и двуличным. Малокультурный, необразованный, он пробрался на вершину власти, будучи самым послушным псом Сталина. Своими глазами читал протоколы заседаний Политбюро, на которых Хрущев писал ужасные приговоры, сопровождая их нецензурной лексикой. Вместе с Роланом Быковым я снимался в фильме «Серые волки», — Быков в роли Хрущева, а я в роли сына Хрущева – Сергея, и как раз сын – Сергей Никитич Хрущев организовал нам доступ в архивы КГБ.
— Александр Сергеевич, если перейти к более приятной теме – вашим студентам: довольны ими?
— Много лет назад преподавать меня уговорил Виталий Соломин. Ему предложили возглавить актерский курс во ВГИКе, и в свои помощники он взял меня. К сожалению, Виталий вскоре умер, и мне пришлось выпускать курс. Тогда я понял, что могу этим заниматься. В настоящее время преподаю актерское мастерство на курсе Юрия Соломина (третий, а в новом году – четвертый курс). Юрий Мефодьевич старается набрать в мастерскую совсем молодых ребят – вчерашних школьников. Раньше я полагал, что это неправильно, что надо брать по таланту, а не потому, что абитуриенту 17 лет и у него неплохие актерские данные. Но потом увидел, как неотесанные, «раздавленные» телевидением молодые люди быстро впитывают все хорошее, что им дают, легко принимают те правила игры, которые установлены в театральном вузе. Со студентами я, как говорится, «на равных», и наши отношения — искренние, товарищеские, студийные.
— Что бы вы посоветовали человеку, который в течение многих лет пытается поступить на актерский факультет, но удача отворачивается от него?
— Со мной на одной курсе учился Юрий Забородский, который поступил учиться в 29 лет (до этого был рабочим сцены Малого театра). Он поступал девять лет подряд, и в каждом театральном училище его прекрасно знали, и все уже смеялись. Но он так хотел стать артистом, что у него это получилось! Более того, Юрию удалось возглавить театр, и даже стать министром республики в Закавказье. Причем стал министром по заслугам. Но вынужден сказать, что актерский поезд переполнен, и он уходит каждый день. Конкуренция огромная, а профессия очень зависимая – причем от многих факторов, и актеру необходимо выделиться, найти свое место. Актерская профессия требует огромного преодоления, на которое способны далеко не все. Каждый день необходимо доказывать, что ты – артист.
— Как вы относитесь к новому проекту Государственном Думы о введение распределения для выпускников театральных вузов?
— Мысль здравая. Мало кто в советское время хотел уезжать из Москвы, скажем, на Камчатку, но среди них были те, которые вернулись большими артистами, например, Леонид Броневой. Театром в нашей стране необходимо заниматься серьезно, хотя бы потому, что это самый любимый вид искусства у миллионов людей. Интерес к театру в России никогда не пропадал.
Анжелика ЗАОЗЕРСКАЯ
http://www.tribuna.ru/news/culture/aleksandr_potapov_so_studencheskoy_skami_stolknulsya_s_ukrainskim_natsionalizmom/