Народный артист России Юрий Назаров снялся более, чем в 200 картинах. В том числе в «Балладе о комиссаре», «Адъютанте его Превосходительства», «Андрее Рублеве», «Балладе о Беринге», «Освобождении», «Егоре Булычеве», «Горячем снеге», «Земле Санникова», «Зеркале», «Кавказском пленнике», «Трактире на Пятницкой», «Первой конной», «Маленькой Вере». Но мало кто знает, что еще на первом курсе он бросил театральный ВУЗ и уехал трудиться на строительство железнодорожных мостов в Казахстан. Затем работал в стройколонне в Новосибирске, в сибирском колхозе, был молотобойцем в кузне одной из станиц на Дону. А затем снова вернулся в Москву, поступил в Щепкинское училище, и, окончив его в 1960 году, был принят актером в столичный театр им. Ленинского комсомола.
— Юрий Владимирович, вы не в первый раз приезжаете на телекинофорум «Вместе». Что вас побуждает к этому при вашей-то занятости (съемки, преподавание во ВГИКе, концерты)?
— Потому что сегодня, когда идет такой могучий наезд на нашу культуру, телекинофорум «Вместе» дает хоть какую-то просветительскую возможность. Нашу историю очень лихо извращает весь «цивилизованный» западный мир. А без знания своей истории, без памяти, без культуры, без сознания человек превращается в животное, в Иванов, не помнящих родства. К чему нас сегодня «цивилизованный мир» и толкает. Вот чем я оправдываю свое присутствие на ялтинских встречах. С Людмилой Мальцевой мы много лет выступаем с музыкально-поэтическими концертами, и чем шире у нас аудитория, чем шире нас услышат, тем лучше. Я все время нахожусь в поиске, ищу, исследую нашу жизнь и делюсь своими размышлениями с залом, встречаюсь с молодежью. В этом моя жизнь. Когда тебе 77 лет, то думаешь о том, что оставляешь в наследство детям и внукам.
— Вы часто снимались в Ялте, в Крыму?
— Неоднократно. Первым был фильм «Баллада о комиссаре», где я на экране за советскую власть воевал. Затем в Гурзуфе мы снимали одну их драгоценнейших для меня работ с Юрием Павловичем Егоровым «За облаками – небо». У меня там маленький эпизод, но он дороже очень и очень многих других моих картин. Я сыграл безногого летчика, участвующего в битве. А фильм «Прощание Славянки» снимали уже в Никитском Ботаническом саду и в поселке Рыбачий. Много раз бывал и на Ялтинской киностудии, созданной еще великим Ханжонковым. Бывал в Ялте не только на съемках, но и на телекинофоруме, фестивалях, бывал на творческих встречах. А теперь с нетерпением жду начала XIII телекинофорума «Вместе».
— А правда, что вы бросили Щукинское театральное училище, мечтая поездить по миру и людей.
— Правда. Ректор с обидой сказал, что, видимо, я считаю себя самым порядочным, а всех, кто вокруг, «дерьмом». Потому что отношусь к ним, как к рефлексирующим интеллигентам – тогда было очень модно считать себя интеллигентом. Но я-то просто хотел жизнь увидеть, пойти в народ, пройти свои университеты. Настоящие, а не сценические. Вот и уехал в Казахстан. Человек, понимаете, учится всю жизнь. Я все время учусь. Вокруг меня были очень хорошие режиссеры, со многими я сотрудничал. С Андреем Тарковским, например…
— Я ждала этого имени. Чем лично вам запомнился Андрей Тарковский?
— Меня поражало то, что его действительно волновали проблемы нашей страны, как они волновали всех наших классиков – Пушкина, Тютчева, Толстого, Чехова.
Это читалось, прежде всего, в том, что он никогда не занимался ерундой. Он ни к кому не подстраивался, не пристраивался к какому-либо единовременному начальству, никакой единовременной политике не служил. Его интересовала судьба России. Вот, например, в том же «Андрее Рублеве», где я снимался. Это настоящее кино, глубокое, гениальное. Тарковский докапывается в своих фильмах до многих-многих причин того, что с нами происходит. Он исследовал и показывал, почему мы такие, почему мы так живем, в чем беда наша. Беда наша в темноте, в недоразвитости. Об этом «Рублев». У нас есть свои достоинства – это наша российская доброта, наша талантливость, порядочность, человечность, гуманность. Но рядом идут наше же разгильдяйство, наша темнота и хамство. Тарковский, глубоко проникая в пятнадцатый век, что-то очень важное находил и для нашего времени. Находил ответы на вопросы. Он задал эталонную планку для всего российского и мирового кино. Причем, в других странах это осознают гораздо больше, чем у нас в России. К сожалению.
— Вы много встречаетесь со школьниками, студентами. О чем вы им рассказываете?
— О том, что если до сих пор цивилизованный мир позволяет себе ругать нашу Победу, то этому надо противостоять всеми силами. Потому что, забыв правду о войне, договориться можно до чего угодно. У нас в концерте Людмила Васильевна Мальцева – культуролог, исследователь, преподаватель ВГИКа — читает стихи про морскую пехоту. Про то, как морские пехотинцы с Тихоокеанского флота сражались под Москвой, отстаивали ее, и погибали. И всегда у ребят наворачиваются слезы.
— Вместе с Людмилой Мальцевой и Львом Дуровым вы снимались в фильме «Егорушка», который был показан на телекинофоруме «Вместе». Вы сыграли бывшего танкиста, ныне пенсионера, прошедшего Великую Отечественную войну на танке Т-34, и, как большинство ветеранов, остался верен своим идеалам в наши дни. Что было особо запоминающегося на тех съемках?
— В наш век кино вообще стремительно снимается, но тут был просто поставлен рекорд – съемочный период полнометражного игрового фильма продолжался десять (!) дней. Мы с Дуровым играли экипаж машины боевой. Машина после войны была водружена на постамент в центре маленького города.
Кажется, у Жванецкого была история, о том, как в нынешнее время человек, у которого никак не получается противостоять хамству, лихоимству и прочим социальным бедам, решил на танке подъехать к ларьку, и с ним стали разговаривать совершенно по-другому. А Льву Дурову — автору идеи фильма, приснилось, что танк «Т-34» съехал с постамента и поехал по городу. Так и родилась эта история — пенсионеры, ветераны войны, оказываются в числе сотни обманутых дольщиков в маленьком городке. Никакие уговоры начальства, которое клянется в любви к своему народу, своим ветеранам и обманывает их, не помогают. И вот тогда боевые друзья – водитель и командир танка – выкапывают припасенные с войны боеприпасы, садятся в родной Т-34, и отправляются в банду городской администрации, в местные мафиозные структуры, и местную милицию. И вот так решили проблемы людей. Но когда приходит час доказать, на что они способны и подставить танк под несущийся на автобус с детьми бензовоз, они, не задумываясь, как на войне, рискуют своими жизнями. Вот такие у нас ветераны в «Егорушке».
Елена БУЛОВА, обозреватель Пресс-службы
генеральной дирекции Международного телекинофорума «Вместе»