Один из ярких представителей ВГТРК выставил на суд жюри XVI Международного телекинофорума «Вместе» сразу два документальных фильма — «Штурм Берлина. В логове зверя» и «Севастополь. Русская Троя». Алексей Денисов, с блеском дебютировавший еще в «До и после полуночи», не без оснований рассчитывает на успех в конкурсе «Телевизионные программы и фильмы».
Обе документальные ленты демонстрировались на каналах «Россия-1» и «Россия-24», вызвали огромный интерес у зрителей, получили высокие рейтинги. Оба фильма – точное и четкое воспроизведение важнейших мировых исторических событий. В «Штурме Берлина…» использована уникальная кинохроника фронтовых операторов, снимавших под шквальным огнем завершающее сражение Великой Отечественной войны. Чуть больше двух недель понадобилось Красной Армии, чтобы в щепки разнести последние рубежи гитлеровской обороны. Битва за столицу Германии поставила финальную точку в истории обещанного фюрером тысячелетнего фашистского рейха. Сценарист и режиссер Алексей Денисов вместе оператором Иваном Финогеевым прошли по тем дорогам, которые преодолевали 70 лет назад наши войска, встретились с оставшимися в живых участниками событий, выслушали мнения историков второй мировой. В итоге и получилась полноформатная документальная лента.
В XX веке Севастополь вновь подвергся вероломному нападению фашистских полчищ. Но сломить дух севастопольцев им не удалось. В XXI веке история бросила городу очередной вызов. Потомкам Нахимова и Корнилова, Рокоссовского и Кожедуба воцарившийся Майдан в Киеве предложил в качестве новых героев гитлеровских «шестерок» — Бандеру и Шухевича. И город восстал. Весной 2014 года легендарный русский город вернулся в родную гавань. Такова коротко фабула документальной ленты «Севастополь. Русская Троя». Его, впрочем, как и все фильмы, репортажи на исторические темы Алексея Денисова отличают предельная точность в отображении фактов, отказ от их интерпретирования в угоду тем или иным политическим течениям. Даже определенный здоровый консерватизм – Денисов использует традиционные телевизионные приемы: и в съемке, и в монтаже, и в режиссуре. Но это никак не влияет на четкую патриотическую позицию автора. Для него Россия – не просто земля, страна, а Родина с большой буквы. Та часть Земли, где все мы родились и выросли, к которой относимся трепетно и благоговейно, которую никогда никому не отдадим. Оба фильма могут использоваться на уроках истории в средних и высших учебных заведениях, они уже переведены на несколько языков для показа за пределами России.
За эту приверженность исторической правде, точность факта и патриотическую позицию Алексей Денисов когда-то даже оказался … в опале. Было это в смутные времена 90-х. Тогда иные нравы царили на российском телевидении, иные авторы были в моде. В 1993 году Денисов совместно с Борисом Костенко создавал цикл передач «Русскій Міръ»: «Трагедия в Оптиной пустыни», «Севастополь», «Крейсер „Варяг“», «Сикорский», «Сорочинская ярмарка», «Русское оружие. Ижевск» и другие. Появление в эфире «Русского міра» вызвало неприятие целого ряда либеральных телевизионных деятелей. А после убийства Влада Листьева акционерное общество ОРТ удивительным образом перешло под контроль Березовского. Среди его первых приказов оказались остановка проекта «Русскій міръ» и увольнение Алексея Денисова.
Началом творческого возрождения считает талантливый сценарист, ведущий, писатель Алексей Денисов свой приход на работу во Всероссийскую государственную телерадиокомпанию. Впрочем, генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев обратил внимание на талантливого парня много лет назад, когда вчерашний выпускник МГУ только делал свои первые шаги в профессии. Алексей стажировался, затем работал в программе «Время», а Добродеев как раз в то время руководил этим «топовым» проектом советского ТВ.
На канале «Россия» в последние годы вышло несколько полнометражных фильмов на исторические темы, сделавших Алексея Денисова одним из самых популярных отечественных документалистов. «Кукрыниксы против Геббельса», «Генерал Скобелев», «Голодомор—1933. Невыученные уроки», «Александр Суворов», «Россия и Китай. Сердце Евразии» — эти и многие другие работы принесли заслуженную популярность Денисову. Но для него самого по-особому дорога полнометражная лента «Украденная Победа», повествующая о русских героях первой мировой войны, о необходимости чтить их память, увековечить в современной России их подвиги.
Два года назад на ВГТРК создали новый телеканал «История». Его по праву возглавил Алексей Денисов. Творческий труд нашего коллеги отмечен высокими государственными наградами — Орденом Почета и Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Пресс-служба Генеральной дирекции
Международного телекинофорума «Вместе»